Иван Мартынушкин, "освободитель" Освенцима: "Даже вышестоящее командование не знало о его существовании" - «Иностранная пресса»
Изабелла Мандро | Le Monde
Бойцы Красной армии увидели колючую проволоку и бараки Освенцима и подумали, что это какая-то база, пишет Изабелла Мандро в статье, опубликованной в газете Le Monde.
"Иван Степанович Мартынушкин - один из последних ныне живущих бойцов Красной армии, один из самых известных. Он принимал участие в освобождении нацистского концлагеря Освенцим 27 января 1945 года. Ему был 21 год, и он воевал в составе 1-го Украинского фронта. "Я был лейтенантом и командовал маленьким батальоном в 60-й армии, - рассказывает он. - Это произошло сразу после освобождения Кракова, когда мы начали продвигаться на юго-запад Польши и подошли к Освенциму. Но мы не знали, что это было на самом деле", - пишет автор статьи.
"У меня часто спрашивают, была ли перед нами поставлена цель освободить лагерь: мы ничего не знали о его существовании. Даже вышестоящее командование не знало, что нас ждет. 26 января, после освобождения от немцев одной деревушки, мы направились к лагерю. Мы увидели колючую проволоку, людей, собравшихся у заграждения, потом столбы с электрическими проводами. За ними были строения. Издалека можно было подумать, что это база. Вокруг продолжались бои". "Неожиданно мы получили приказ переместиться к другой деревне, по соседству. На следующий день мы начала "зачищать" зону. В ходе боя мы увидели, что за стеной находятся люди. Вначале мы не поняли, кто они. Это они первыми поняли, кто мы, и начали делать нам знаки. И только тогда мы поняли, что речь идет о заключенных", - рассказал ветеран.
"Иван Степанович также рассказал, что в самом начале у них не было приказа входить в лагерь. Только в конце дня, когда операция по "зачистке" была закончена, Мартынушкин с другими офицерами пошел к лагерю. "Узники находились в ужасающем состоянии. Они были измученными, очень худыми. В воздухе пахло смертью и пеплом", - вспоминает ветеран.