Бутово, российская Голгофа - «Иностранная пресса»
Штефан Карнер | Die Presse
"Вернемся мысленно назад: 1974 год, разгар холодной войны между двумя супердержавами. Бутово, южная окраина Москвы - для иностранных автотуристов здесь организована площадка для кемпинга. Высокие березы, скошенная трава. Небольшие дорожки между стоянками. За пределами обнесенной забором охраняемой территории кемпинга - небольшая деревушка с бедными деревянными домишками. Ни намека на асфальтированную дорогу. Сегодня Бутово - район Москвы", - пишет в своей статье на сайте австрийской газеты Die Presse историк Штефан Карнер, основатель и директор Института по изучению последствий войн им. Людвига Больцмана.
"То, что мы и представить себе в то время не могли, является, пожалуй, самым большим извращением, на которое была способна советская система: площадка для кемперов-иностранцев на месте массовых захоронений. Мы в прямом смысле спали на костях десятков тысяч жертв "Большого террора", бушевавшего в 1930-е годы", - продолжает автор публикации.
"Многие из них свозились сюда уже мертвыми, некоторых расстреливали тут же и бросали в свежевырытые ямы - порой до 500 человек в день. Приговор в исполнение приводил, как правило, Василий Блохин, прозванный "сталинским палачом", - отмечает Карнер и называет Бутово "Голгофой России".
"Возведение большого мемориала несколько лет назад, но главное - детальная научная проработка периода "Большого террора" в эпоху Сталина становятся важнейшими событиями в череде памятных мероприятий по случаю 100-летнего юбилея Октябрьской революции 1917 года, - продолжает профессор. - Созданная в России база данных "Жертвы политического террора в СССР" включает в себя 2,4 млн фамилий. Она была представлена общественности в Москве на трехдневной международной конференции "Уроки Октября и практики советской системы".
База данных, как сообщает автор, пополняется ежедневно: в итоге она будет состоять, как ожидается, из 20 млн имен и фамилий. Жертвы, пропавшие из коллективной памяти, вновь обретают имена и лица.
Практически ни одна из ранее табуированных тем не ускользнула от внимания участников конференции: "политика Ленина по выстраиванию аппарата террора и разрушение демократии в зачатке, принудительная коллективизация, стоившая жизни миллионам крестьян - в первую очередь на Украине. Культ личности Сталина, внутриполитическая борьба, РПЦ между преследованием и попытками приспособиться, преследование национальных меньшинств и "Большой террор" 1930-х годов", - перечисляет темы обсуждения автор.
"Завеса молчания была снята и над такой темой, как массовые захоронения в Бутово. Архивы "органов", в которых все было задокументировано, были закрыты. "Засекретить навечно" - значилось на папках тысяч дел. В каждом из них - тысячи судеб поэтов, представителей интеллигенции, партийной элиты, так называемых троцкистов, отступников, ученых или простых крестьян и рабочих", - продолжает автор.
Россия, пишет в заключение австрийский историк, "делает новую попытку разобраться в своей мрачной кровавой истории. Через сотню лет после революции, которая стала началом создания советской системы, это нужный и важный шаг, ведущий к катарсису российского общества".