Николай II, нацисты, Луис Салливан и маленькая церковь в Чикаго: безумная история иконы Богородицы кисти святого Луки - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Культура » Николай II, нацисты, Луис Салливан и маленькая церковь в Чикаго: безумная история иконы Богородицы кисти святого Луки - «Иностранная пресса»
Николай II, нацисты, Луис Салливан и маленькая церковь в Чикаго: безумная история иконы Богородицы кисти святого Луки - «Иностранная пресса»
Уильям О'Коннор | The Daily Beast Тихвинская икона Божией Матери на протяжении истории проделала по всему миру трудный путь, и в этом немногие произведения искусства могут с ней сравниться, пишет журналист The Daily Beast Уильям О'Коннор. Считается, что образ Богородицы написан рукой самого святого

Уильям О'Коннор | The Daily Beast


Тихвинская икона Божией Матери на протяжении истории проделала по всему миру трудный путь, и в этом немногие произведения искусства могут с ней сравниться, пишет журналист The Daily Beast Уильям О'Коннор.

Считается, что образ Богородицы написан рукой самого святого Луки. "По легенде, на протяжении веков икона ускользала от рук турок, шведов, большевиков и нацистов", - рассказывает автор. Во второй половине ХХ века ее укрыли в неприметном приходе русской церкви в Чикаго, спроектированной отцом небоскреба Луисом Салливаном, первым отчетливо американским архитектором.

К 1900 году, когда Луис Салливан представил окончательный проект церкви, он был одним из самых известных в мире архитекторов. 1890-е были, возможно, его лучшим десятилетием, и это делает любопытным его согласие взяться за столь небольшой заказ и за здание такого типа, который не был его коньком. "Одна из причин - несомненно, влияние покровителя Салливана, промышленника и русофила Чарльза Крейна, который поддерживал связь с амбициозным молодым настоятелем церкви, отцом Иоанном Кочуровым", - говорится в статье.

"Ему было всего 24 года, когда в 1895 году его отправили в США. Отец Иоанн быстро взялся за то, чтобы обзавестись церковью для своего растущего сообщества православных верующих (в основном славян из Австро-Венгерской империи). Когда ему представили проект Салливана, который в конечном итоге обойдется примерно в 30 тыс. долларов, находчивый священник сумел получить 4 тыс. от самого царя Николая II и собрал в России дополнительные 15 тыс.", - пишет The Daily Beast.

Салливан спроектировал церковь в народном стиле, который знаком русским и украинским крестьянам. Первый камень был заложен 31 марта 1902 года, освящено здание было 25 марта 1903 года. "Хотя церковь уже была примечательной в связи с участием царя и звездного архитектора, присутствие при освящении двух других человек закрепит немалую роль этой маленькой церкви в истории", - отмечает автор статьи.

Одним из этих человек был епископ Тихон. Спустя четыре года после церемонии он вернулся в Россию. Через несколько дней после того как большевики захватили Санкт-Петербург, он стал первым Патриархом Московским с тех пор, как Петр Великий упразднил этот пост. Вторым человеком был сам настоятель, отец Иоанн. Он вернулся в Россию в 1907 году и спустя десять лет был расстрелян большевиками, став, по словам епископа Чикагского Феофила, "первым священником-мучеником в этом страшном конфликте".

Возвращаясь к истории Тихвинской иконы, автор статьи сообщает, что в чикагской церкви хранится ее копия. Оригинал представляет собой один из самых ценных объектов в русском православии, подчеркивает О'Коннор.

Образ Богородицы кисти святого Луки в V веке попал в Константинополь, где для него построили монастырь. "Затем, в 1383 году русские рыбаки увидели в небе свет и следовали за ним, пока не добрались до иконы, плывущей по озеру рядом с Тихвином. Многие годы иконе приписывали заслуги в отпугивании иностранных завоевателей, в том числе шведов и поляков", - рассказывает журналист.

"В ХХ веке, как только думаешь, что история будет менее темной и окутанной мифами, она становится еще более запутанной", - признается автор. По одним версиям, икону вывезли из монастыря в 1917 году, чтобы защитить ее от большевиков. По другим, икону не вывозили до прихода нацистов (и тогда вопрос заключается в том, забрали ли ее нацисты или ее переместили русские, чтобы спрятать).

"Как бы то ни было, она оказалась в Риге под присмотром епископа Иоанна Гарклавса и группы монахинь. Когда в 1944 году немцы отступили, они забрали с собой икону, но затем бросили ее во время бомбежки Лиепаи, где ее снова забрал Гарклавс", - пишет О'Коннор.

Журналист цитирует статью из Chicago Tribune, согласно которой, по его словам, спасение иконы "начало окупаться": "Когда Латвия отошла Советам, епископ и десяток других духовных лиц бежали. С ними был Сергей Гарклавс, мальчик-прислужник, которого епископ впоследствии усыновил. Юноша тащил икону весом 80 фунтов и размером 34 на 43 дюйма на каждом отрезке пути".

"В этом путешествии, по его словам, ему представилась спасительная благодать иконы. От раздираемой войной Латвии и Германии до Польши и Чехословакии Гарклавс и его спутники избежали опасности. Он вспоминает, как покидал Латвию на судне и советские военные самолеты сбрасывали бомбы вокруг них со всех сторон, но корабль не потопили", - цитирует О'Коннор.

"В 1949 году епископ приехал в США и привез бесценную вещь с собой в Свято-Троицкий собор. Там икона и находилась, в безопасности от безбожных Советов и по большей части не замеченная американской общественностью, до 2004 года. Наконец, Россия оказалась под руководством правителя Владимира Путина, в котором видели защитника православной веры. Настало безопасное время для возвращения иконы", - пишет The Daily Beast.

Источник: © The Daily Beast

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!