Последний мост - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Культура » Последний мост - «Иностранная пресса»
Последний мост - «Иностранная пресса»
Зильке Бигалке и Соня Цекри | Süddeutsche Zeitung "Германо-российские отношения переживают кризис. В Санкт-Петербурге проходит выставка предметов трофейного искусства, вывезенного из Германии, - а также экспонатов, представленных Германией во временное пользование. Принесет ли культура сближение?",

Зильке Бигалке и Соня Цекри | Süddeutsche Zeitung


"Германо-российские отношения переживают кризис. В Санкт-Петербурге проходит выставка предметов трофейного искусства, вывезенного из Германии, - а также экспонатов, представленных Германией во временное пользование. Принесет ли культура сближение?", - задается вопросом немецкое издание Süddeutsche Zeitung.

"У коронавируса есть и свои преимущества, - отмечают журналистки Зильке Бигалке и Соня Цекри. - То, что на выставку трофейного искусства "Железный век" в Санкт-Петербурге не приехала делегация из Германии, можно логично объяснить пандемией. На предыдущей выставке "Бронзовый век" канцлер Ангела Меркель и российский президент Владимир Путин встречались в Санкт-Петербурге - хотя и скрепя сердце".

"Это было в 2013 году. С тех пор Россия аннексировала Крым, был отравлен российский оппозиционер Алексей Навальный, германо-российские отношения достигли еще более низкой точки. Но любое отсутствие сегодня объясняется вирусом", - пишет издание.

"Железный век" - это третья после "Эпохи Меровингов" в 2007 году и "Бронзового века" выставка экспонатов немецких музеев и трофейного искусства российских музеев. Сотрудничество Германии можно расценить как безропотное смирение или даже как оправдание несносной российской политики силы. Снова немецкая бесхребетность, - рассуждают авторы статьи. - Но можно посмотреть на него и глазами науки, и тогда некоторые вещи предстанут в ином свете. Антон Гасс - археолог Музея доисторического периода и ранней истории, откуда родом большинство объектов трофейного искусства, представленных на выставке "Железный век". Он видит прежде всего возможности: доступ к объектам, о местонахождении которых десятилетиями было известно лишь горстке советских экспертов, объектам, которые не демонстрировались и не изучались. По словам Гасса, отказ от совместной выставки "Железный век" означал бы, "будто мы уничтожаем свою собственную историю".

"А что насчет российской политики силы? Один из исследователей метко сформулировал: "Когда немецкие ученые изучают совместно с российскими коллегами, например, последствия колебаний уровня моря для греческого черноморского пространства, они не думают о Навальном".

"Экс-министр культуры России Михаил Швыдкой является спецпредставителем президента по международному культурному сотрудничеству. В том, что выставка состоялась, он видит пользу. "В России постоянно ведется дискуссия: кто мы? - сказал он в разговоре с Süddeutsche Zeitung. - Для нас очень важно, что мы являемся частью европейского пространства". Доказательством этого, по его словам, являются и артефакты железного века".

"Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский направил видеопослание: "Все эти капиталистические разговоры о том, кому что принадлежит, важны для культуры и науки, но для науки важнее наука". И хотя именно "перемещенные в результате Второй мировой войны объекты" свидетельствуют о другом, Пиотровский превозносит культуру как неподверженное влиянию времени и политики пространство, нетронутое гадкими режимами или текущими разногласиями. "Когда все отношения разбиты, музеи и культура работают как мост. Международная ситуация неблагоприятна. Культурный мост нужно подрывать в последнюю очередь", - считает он".

"С 1990-х годов в России действует закон о трофейном искусстве, который провозгласил российским достоянием "культурные ценности, перемещенные в результате Второй мировой войны" в качестве компенсации за преступления немцев. Тем не менее здесь, кажется, возможны подвижки. В ночь на вторник скончалась Ирина Антонова, которая, будучи директором московского Пушкинского музея, десятилетиями не хотела даже говорить о трофейном искусстве. Берлинский археолог Гасс уже давно наблюдает у своих российских коллег новые взгляды. По его словам, они, хотя и считают своей задачей работать с немецкими предметами искусства, чувствуют и обременение. Российские экспонаты доисторического периода и ранней истории были найдены в Сибири, на Украине, на Кавказе. Но то, что после войны было привезено из Берлина, во многих случаях без соответствующей документации, было найдено в ходе раскопок в Центральной и Западной Европе. Если экспонаты не дополняются предметами из Германии, как на текущей выставке в Санкт-Петербурге, они остаются лишь обычными вещами", - говорится в статье.

"Таким образом, выставку "Железный век" можно рассматривать и как прогресс. Но не решение. Директор Эрмитажа Пиотровский преуменьшает значимость проблемы. По его словам, многое и так уже возвращено в Германию. Советский Союз действительно многое вернул музеям ГДР. Остальное, по словам Пиотровского, "решится само собой".

"При этом для выставки "Железный век" невозможен уже следующий шаг: поездка в Германию. Если бы выставку представили в Берлине, трофейное искусство тотчас же конфисковали, ведь Германия никогда не отказывалась от своих притязаний. Совместную выставку не провести даже обходными путями, организовав ее, например, в соседней стране", - отмечает издание.

"В 2021 году исполнится 80 лет со дня нападения немцев на Советский Союз. И все же память о смертоносной кампании и ее беспрецедентном масштабе, к сожалению, недостаточно развита прежде всего на западе Германии. 27 млн убитых, запланированное уничтожение целых городов, разграбленные музеи и церкви, руины царских дворцов под Ленинградом - все это стало следствием идеологии, которая лишила "низших людей" культуры, а затем и права на жизнь. Долгое время российская неуступчивость в вопросе трофейного искусства была среди прочего и реакцией на это уклонение Германии от истории. 2021 год может стать годом больших жестов. Если Германия этого захочет", - заключает Süddeutsche.

Источник: © SГјddeutsche Zeitung

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика