Потомки нациста Геббельса - тайные миллиардеры - «Иностранная пресса»
Bloomberg | The Jerusalem Post
Весной 1945 года 23-летний немецкий летчик Харальд Квандт, находившийся в лагере военнопленных в Бенгази (Ливия), получил прощальное письмо от своей матери, Магды Геббельс, повествует The Jerusalem Post в статье, подготовленной новостным агентством Bloomberg. Записка подтверждала, что 1 мая Магда отравила своих шестерых детей, а затем вместе с мужем Йозефом Геббельсом (министром пропаганды рейха) покончила самоубийством в подземном бункере в Берлине. Магда завещала сыну: "Будь верен! Верен себе, верен народу и верен своей стране!"
"В 1947 году Квандт был освобожден из плена. Спустя 7 лет он и его единокровный брат Херберт - Харальд был единственным оставшимся в живых ребенком Магды Геббельс, ее сыном от первого брака - унаследовали промышленную империю, созданную их отцом Гюнтером Квандтом", - говорится в статье. При нацистах она производила огнестрельное оружие марки "маузер" и зенитные снаряды.
Самым ценным активом братьев Квандт стали доли в автозаводах Bayerische Motoren Werke AG (BMW) и Daimler AG.
Братья скончались несколько десятков лет назад, но империя остается в руках семьи. "Вдова Херберта, 86-летняя Йоханна Квандт, и их дети Сюзанна Клаттен и Стефан Квандт известны в обществе как основные акционеры BMW. Дочери Харальда Квандта, миллиардерши, держатся более незаметно", - пишет издание. Оно перечисляет имена дочерей Харальда: "Катарина Геллер-Херр, 61 год, Габриэле Квандт, 60 лет, Анетт-Ангелика Мэй-Тис, 58 лет, Колин-Беттина Розенблат-Мо, 51 год".
Согласно биографической книге Die Quandts, санкционированной семьей Квандт, после смерти своей матери Инге сестры унаследовали около 1,5 млрд немецких марок. Они управляют своим состоянием через траст Harald Quandt Holding GmbH, зарегистрированный в Германии. По данным издания, годовой доход составляет в среднем 7,6%.
"Согласно Bloomberg Billionaires Index, четыре сестры, а также двое детей их покойной сестры [у Харальда было 5 дочерей. - Прим. ред.] совместно располагают не менее чем 6 млрд долларов", - пишет издание. Правда, Ральф-Дитер Бруновски, представитель траста, назвал эту цифру завышенной.
"Состояние семьи Квандтов росло в унисон со стремлением Германии к мировому господству в ХХ веке", - полагает издание. Все началось с текстильной фирмы Эмиля Квандта. После Первой мировой его преемник и сын Гюнтер Квандт пустил в дело прибыль от производства военной формы. Он приобрел заводы, которые производили аккумуляторы и швейные машинки. "Бизнес Квандта рос и при кайзере, и при Веймарской республике, и во время Второй мировой, и после войны", - говорит автор биографии Die Quandts Рюдигер Юнгблут.
В 1929 году Гюнтер Квандт развелся с Магдой, в 1931-м она вышла замуж за Геббельса. В 1933 году Гюнтер вступил в НСДАП. "Его заводы стали ключевыми поставщиками военного ведомства Германии, но его отношения с Геббельсом становились все более напряженными", - говорится в статье. По словам историка Иоахима Шолтизека, Квандт и Геббельс все время соперничали, но это "никак не влияло на умение Квандта делать деньги".
Квандт получил ранг Wehrwirtschaftsfuehrer (так именовали бизнесменов, игравших важную роль в производстве оружия). Как подсчитал Шолтизек, в 1940-1945 годах на заводах семьи Квандт трудились более 50 тыс. подневольных работников: военнопленные, узники концлагерей и просто мирные граждане, угнанные в Германию. "В исследовании Шолтизека также сделан вывод, что Квандт присвоил имущество евреев, владевших фирмой, а его сын Херберт планировал построить завод, где трудились бы рабы", - говорится в статье.
Со своей стороны, биограф Юнгблут заявляет: "Гюнтер Квандт не мыслил в нацистском духе. Он искал все возможности расширения своей личной империи".
Издание возвращается к сыну Гюнтера и Магды, Харальду Квандту. Он жил в доме Геббельса. Во время войны служил в Греции, Франции и России, в плен попал в Италии.
"Отчим тоже послал Харальду прощальное письмо. "Вероятно, не останется никого, кроме тебя, кто бы мог продолжить традицию нашей семьи", - писал Геббельс", - говорится в статье.
В 1948 году Гюнтер Квандт был признан формально непричастным к преступлениям нацистского режима. Никакой кары для него не последовало. В 1954 году он скончался, и бизнес-империя перешла к сыновьям. В 1967 году Харальд погиб в авиакатастрофе, в 1982-м скончался Херберт.
Издание кратко сообщает биографию дочерей Харальда. Любопытно, что Коллин-Беттина в 24 года приняла иудаизм, а ее первым мужем был немецкий предприниматель еврейского происхождения Михаэль Розенблат, отец которого прошел через концлагерь. Сейчас она замужем за норвежским журналистом.
В статье также можно найти детальные сведения о компаниях, которые управляют деньгами наследниц Харальда Квандта. Что до наследства Херберта Квандта, то BMW досталась его третьей жене и детям от брака с ней.
Семья не дистанцируется от своих предков: ее офисы в Бад-Гомбурге носят имена Гюнтера и Харальда Квандтов. "Они вынуждены жить с этим именем. Это часть истории. Оно будет вечным напоминанием о диктатуре и проблемах, с которыми сталкиваются семьи", - заметил Шолтизек.