Как остановить террористов до того, как они начнут убивать - «Иностранная пресса»
Джудит Миллер | The Wall Street Journal
По мнению некоторых экспертов, бостонские теракты удалось бы предотвратить, если бы их исполнители жили в Нью-Йорке, отмечает The Wall Street Journal. Конечно, у нью-йоркской полиции больше людей и ресурсов, чем у бостонской, но главное преимущество Нью-Йорка - собственная контртеррористическая программа, пишет журналистка Джудит Миллер.
В отделах разведки и контртеррористической деятельности NYPD трудится 1 тыс. полицейских и аналитиков. Местный комиссар полиции Рэй Келли делает упор на активном мониторинге организаций и физических лиц.
Автор полагает: "Нью-йоркские полицейские почти наверняка начали бы слежку за Тамерланом Царнаевым, если бы узнали, что Россия в 2011 году предупредила ФБР, что он потенциально опасный радикальный исламист, а также что он в 2012 году провел несколько месяцев в Дагестане, где действуют исламисты-инсургенты".
В 2007 году Митчелл Силбер (тогдашний директор аналитически-разведывательного отдела NYPD) и его коллега, аналитик NYPD Арвин Бхатт, написали доклад "Радикализация на Западе: доморощенная угроза", который тогда вызвал споры. "Они утверждали: после ослабления руководства "Аль-Каиды" главной угрозой для Нью-Йорка станут "доморощенные" мусульмане не старше 35 лет, пришедшие к исламизму на Западе", - говорится в статье.
Силбер и Бхатт проанализировали 11 заговоров против объектов на Западе в период между 11 сентября 2001 года и 2006-м годом. Они заключили: большинство злоумышленников - "непримечательные граждане", которые иногда приходили к радикальным взглядам очень быстро, причем 90% - на Западе. "Движущей силой и пособником" радикализации аналитики назвали интернет.
С 2007 года NYPD старается подметить тревожные симптомы радикализации, перечисленные в вышеупомянутом докладе, среди 600-750 тыс. мусульман, проживающих в Нью-Йорке.
По словам Тима Коннорса из частной компании CAAS LLC, которая обучает полицейских, Тамерлан Царнаев демонстрировал все признаки радикализации, отслеживаемые NYPD. Коннорс заметил: одних изменений в поведении Царнаева было достаточно, чтобы начать за ним слежку, а ведь было еще предупреждение из России и его поездка за рубеж.
Что это за симптомы? "Кризис в семье": в 2010 году Царнаев-отец расстался с женой, а позднее вернулся в Дагестан. Сам Тамерлан демонстрировал признаки "самоидентификации" - интереса к радикальным идеям и кардинальной смене образа жизни. Например, человек бросает курить, пить, играть в азартные игры и носить одежду в "хип-хоп гангстер"-стиле", перейдя на традиционную мусульманскую одежду, а также отращивает бороду.
Тревожным звоночком стало бы и изгнание Тамерлана из бостонской мечети, пишет газета. Если верить статье в The Los Angeles Times, причиной стала перебранка с имамом во время молитвы. Имам призвал мусульман брать пример с Мартина Лютера Кинга - Тамерлан запротестовал.
В Нью-Йорке на Тамерлана донес бы сам имам или другие мусульмане, утверждает издание: "NYPD поддерживает тесные связи с проповедниками и общинными лидерами, а также имеет сеть информаторов и сотрудников-нелегалов".
В ходе слежки NYPD обнаружила бы, что Тамерлан ходит на сомнительные сайты, а другие сыщики - что он купил оружие, порох и скороварку.
NYPD также поощряет владельцев и менеджеров магазинов сообщать о покупках, вызывающих подозрения. Сеть из 4 тыс. камер видеонаблюдения следит за обстановкой во многих кварталах Нью-Йорка.
"И наконец, NYPD неустанно старается понять, чем живут мусульманские общины, а также проверяет разведданные, отправляя полицейских в штатском в мечети, рестораны и другие публичные места, где собираются мусульмане", - говорится в статье.
По оценкам NYPD, в результате с 2001 года удалось сорвать 16 терактов.