Тамерлан Царнаев в России обсуждал джихад - «Иностранная пресса»
Эллен Барри | The New York Times
"Не каждый день хорошо одетый американец появляется в этом городе, где косматые коровы бродят по разбитым дорогам, поэтому люди запомнили Тамерлана Царнаева. Среди прочих вещей, привлекавших внимание к молодому приезжему, был, как сказали в четверг двое его знакомых, его живой интерес к джихаду", - пишет The New York Times.
"У него уже были джихадитские взгляды, когда он приехал. Я думаю, это потому, что он был чеченцем, он болел за свою родину", - сказал в четверг 29-летний Заур Закараев, член организации салафитов "Союз справедливых". - Когда он приехал сюда, он удивился условиям. Думаю, он ожидал застать здесь полномасшабную войну, когда один народ воюет с другим".
"Эти новые сведения из Кизляра, где Царнаев проводил время со своим родственником, известным исламистским лидером салафитов, начинают прояснять картину того, что он делал полгода в России в прошлом году", - пишет Эллен Барри.
В воскресенье агенты ФСБ допросили дальнего родственника Царнаева, находящегося за решеткой, спросив, произвел ли он впечатление на молодого человека своими "экстремистскими" взглядами, сообщил его адвокат.
Но родственник, Магомед Карташов, сообщил им, что все было наоборот. В интервью несколько человек подтвердили, что Карташов часами пытался отговорить Царнаева от "ухода в леса" или присоединения к одной из вооруженных группировок региона.
"Магомед подробно объяснял ему, что методы жестокости неверны", - сказал Закараев.
"Друзья Царнаева из Кизляра, возможно, ответственны за серьезную перемену его образа мысли. Когда он уехал, он больше уже не акцентировал внимание на местных обидах, приведших к столкновениям с полицией, - но вместо этого он думал об исламском мире в более широком смысле, в том числе о последствиях американской и российской политики на Ближнем Востоке", - отмечает автор.
По словам Разима Ибадамова, к лету прошлого года Царнаев стал предпринимать шаги, которые свидетельствовали о том, что он отказался от идеи присоединиться к подполью, например, подав документы на новый российский паспорт.
"Я могу сказать, есть ощущение, что Тамерлан слушал Магомеда и, в некотором роде, изменился, - отметил Ибадамов. - Его поведение изменилось. Он стал больше читать, читать разные книги. В общем, как я понял, он поменял свои взгляды".