Могила в море - «Иностранная пресса»
Зильке Бигальке | Süddeutsche Zeitung
На выходных исполнилось 20 лет с того дня, когда в Балтийском море по пути из Таллина в Стокгольм затонул паром "Эстония". Катастрофа унесла жизни 852 человек, в основном граждан Швеции. Как пишет Süddeutsche Zeitung, у выживших и их родственников по-прежнему остается масса вопросов: "Почему "Эстония" так быстро пошла ко дну? Почему не были подняты на поверхность тела жертв? И главное - почему запрещается в поисках ответов совершить погружение к обломкам?"
Согласно официальной версии, в условиях сильного шторма у парома не выдержали дефектные крепления носового визора, через который в трюм таких судов заезжают автомобили. Правительства Швеции, Финляндии и Эстонии решили не поднимать на поверхность тела погибших, а корпус затонувшего судна объявили братской могилой. Кроме того, было заключено соглашение о запрете на погружения к погибшему парому.
Еще до публикации результатов расследования стали поступать сообщения, что комиссия замалчивает факты. В частности, выяснилось, что один из ее участников выбросил за борт часть затвора носового визора, объяснив это тем, что для нее не нашлось места в вертолете. Впоследствии "стало известно", продолжает Süddeutsche Zeitung, что на борту "Эстонии" находилось некое "вооружение". Было высказано предположение, что судно пустили ко дну диверсанты, таким образом предотвратившие "контрабанду российской военной техники".
"Отказ от поднятия "Эстонии" был исторически неверным решением", - считает один из 137 выживших в том крушении, ныне депутат шведского парламента Кент Хэрстедт. Он призывает как можно быстрее исправить эту ошибку. С ним солидарен Бертил Каламниус, у которого на борту "Эстонии" осталась дочь: "Для нас погибшие как заложники".
Власти Швеции на эти требования не реагируют, поэтому общественная организация SEA, представляющая интересы жертв крушения "Эстонии" и их родственников, возлагает надежды на Германию, которая подписать соглашение о недопустимости погружений к "Эстонии" отказалась. Министерство иностранных дел ФРГ мотивировало это решение тем, что "соглашение может затруднить расследование причин катастрофы в будущем".
Участники SEA также связались с ныряльщиком-любителем из Германии Якобом Ошеским, который в 2000 и 2001 годах осматривал затонувшее судно в составе экспедиции, организованной немецкими журналистами. Он изъявил готовность повторить погружение, как только будут найдены необходимые для финансирования этого предприятия средства, добавляет Süddeutsche Zeitung.