Убийство в Стамбуле: есть подозрения, что к убийству чеченца причастна "рука Кремля" - «Иностранная пресса»
Шон Уокер | The Guardian
Абдулвахид Эдельгиреев выжил в Чечне, Сирии и на Восточной Украине, но в ноябре был застрелен в Стамбуле, когда собирался ехать в магазин вместе с трехлетней племянницей, повествует корреспондент The Guardian Шон Уокер.
По словам родственников и сотоварищей, Эдельгиреев "был одной из ключевых фигур в "Имарате Кавказ". Эдельгиреев также провел год в Сирии. Его опыт "обнажает, что чеченское сопротивление постепенно наладило связи с "Исламским государством" (запрещенным в РФ. - Прим. ред.), а также проливает свет на междоусобицу и суматоху среди боевиков-иностранцев в Сирии", - говорится в статье.
Убийство Эдельгиреева - очередное в ряду дерзких убийств ключевых чеченских фигур, совершенных в Стамбуле в последние годы.
В 2003 году президент Путин принял закон, разрешающий ФСБ проводить операции за границей, и теперь, когда Россия и Турция рассорились из-за сбитого "Су-24", "среди потенциальных объектов ликвидации в Турции есть опасения, что кампания может расшириться", утверждает автор.
В связи с вышеупомянутыми убийствами в Турции был арестован всего один человек. Он известен под кличкой Зона. Сейчас его судят в Стамбуле. "Ключевая улика - сделанная скрытой камерой видеозапись встречи Зоны с человеком, который, как утверждается, был агентом ФСБ, и обсуждения убийств чеченцев", - сообщает Уокер.
"Все стамбульские чеченцы, причастные к "Имарату Кавказ", теперь живут в страхе перед нападением", - говорится в статье.
Эдельгиреев родился в Волгоградской области. В 2000 году семья вернулась в Чечню. Три его брата вступили в ряды инсургентов и наносили атаки по российским силам, рассказывает автор.
"Вначале Абдулвахид не был бойцом, но спецслужбы, которым была нужна информация о его братьях, похищали его так много раз, что в итоге он решил, что ему лучше самому уйти в лес", - говорит его отец Алу Эдельгиреев, тоже живущий в Стамбуле.
Со временем Эдельгиреев сблизился с Доку Умаровым, который называл себя эмиром "Имарата Кавказ". В 2009 году Эдельгиреев повредил ногу и поехал лечиться в Турцию. К 2010 году он прослыл одним из ключевых представителей "Имарата Кавказ" в Стамбуле. "По словам некого источника, он помогал переправлять на Кавказ деньги и оснащение", - говорится в статье.
"К 2012 году он снова был готов воевать, но условия в Чечне сделались почти невозможными", - говорится в статье. Он выбрал войну в Сирии. "Источник на Украине сказал, что раньше вербовщики ИГИЛ и других повстанческих группировок вполне открыто делали предложения чеченцам в Стамбуле, но год назад отчасти ушли в подполье", - передает корреспондент.
"В 2013 году Эдельгиреев покинул Стамбул, чтобы воевать в рядах боевиков "Имарата Кавказ", которые перебрались в Сирию", - пишет автор. Но, когда чеченец Омар аль-Шишани решил объединить группировку с ИГИЛ, произошел разрыв.
Эдельгиреев был хорошо знаком с Шишани, они были женаты на родных сестрах. И все же он остался среди тех, кто предпочел присягнуть "Джабхат ан-Нусре", связанной с "Аль-Каидой" (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.).
"Наша борьба всегда касалась России, он не интересовался ИГИЛ", - сказал его отец. По словам автора, год назад, разочаровавшись в "хаосе" в Сирии, Эдельгиреев вернулся в Стамбул.
"В последние месяцы некоторые из уцелевших командиров "Имарата Кавказ" среднего звена, все еще действующие в Чечне и других горных республиках на юге России, присягнули на верность ИГИЛ, что спровоцировало раскол движения. Источник в Стамбуле, связанный с движением, сказал: "Война в Сирии и просачивание идеологии "Исламского государства" на Кавказ сильно испортили наш имидж. Мы пытаемся снова всех объединить и сделать совместное заявление, что наш основной и единственный враг - Россия".
По словам автора, в прошлом году Эдельгиреев провел три месяца на Украине, где некоторые чеченцы вместе с украинскими силами воюют против повстанцев, которых поддерживает Россия. Но отец утверждает, что украинские спецслужбы попросили Эдельгиреева покинуть страну, заявив чеченцам, что выйдет нехорошо, если Запад обнаружит среди них "террористов".
Итак, Эдельгиреев вернулся в Стамбул, где был одним из главных представителей "Вилаята Нохчичо" - чеченского сектора "Имарата Кавказ" - и отвечал за сбор денег, утверждает его неназванный знакомый.
Уокер комментирует: "Многие из чеченцев, убитых путем заказных убийств в Турции в последние годы, имели отношение к сбору денег для инсургентского движения, и череда загадочных убийств наводит на мысль, что Москва предпочла точечное устранение ключевых фигур, а не сердитую публичную риторику. Между тем Анкара, похоже, не особо старалась изловить убийц".
По мнению автора, теперь, когда российско-турецкие отношения испортились, не исключено, что Россия еще более дерзко станет охотиться на чеченских инсургентов повсюду. "А турецкая разведка, возможно, приложит больше усилий для поимки убийц или устроит больше шума вокруг суда над Зоной, который пока проходит без особой огласки", - говорится в статье.
Факт тот, что пока по делу Эдельгиреева никто не арестован.