Брюссельский смертник был схвачен, но ускользнул из сетей - «Иностранная пресса»
Маттиас Вербергт, Наталия Дроздяк и Дион Ниссенбаум | The Wall Street Journal
Летом прошлого года один из тех, кто недавно подорвал себя в Брюсселе, был арестован по подозрениям в принадлежности к "Исламскому государству" (запрещенному в России. - Прим. ред.), отмечает The Wall Street Journal. "Но поскольку бельгийские власти не смогли выявить каких-либо его связей с террористическими группировками, турецкие власти отправили его путем, который привел на волю", - пишут журналисты Маттиас Вербергт, Наталия Дроздяк и Дион Ниссенбаум.
Эту информацию обнародовал в среду турецкий президент Эрдоган. "Таков самый свежий образчик в череде просчетов, сопровождающих попытки Европы уничтожить террористическую сеть, которая за последние четыре месяца в столицах двух европейских стран унесла жизни более 160 человек", - говорится в статье.
Эрдоган не назвал имя арестованного, но другие турецкие официальные лица сказали, что это был Ибрагим Бакрауи - 29-летний гражданин Бельгии, в котором опознали одного из смертников, совершивших теракты во вторник.
"Летом при полицейской облаве он был задержан близ сирийской границы, депортирован по его собственной просьбе в Нидерланды и отпущен на свободу", - пишет газета. "Невзирая на наши предостережения, что этот человек - иностранный террорист-боевик, Бельгия не смогла установить его связь с терроризмом", - сказал Эрдоган.
Газета указывает на сложности, с которыми сталкиваются власти Бельгии при попытках борьбы с терроризмом. В полиции и разведслужбах слишком мало сотрудников, работу сковывает запутанная и устаревшая правовая система, затрудняющая сотрудничество спецслужб с прокуратурой. Еще одна помеха - многослойная структура госуправления.
Правда, через несколько дней после ноябрьских терактов в Париже правительство Бельгии объявило о 18 конкретных контртеррористических мерах, в том числе о разрешении проводить обыски круглосуточно, если имеются подозрения в терроризме. "Большая часть мер пока не осуществлена на практике, но власти, правда, увеличили финансирование антитеррористических усилий", - отмечает издание.
В декабре министр юстиции Бельгии Коэн Генс сообщил, что предполагаемый террорист Салах Абдеслам 15 ноября ускользнул от бельгийских спецслужб, вероятно, из-за бельгийского закона, который запрещает в большинстве случаев проводить обыски с 21:00 до 5:00 утра. После этого Абдеслам скрывался в Брюсселе более четырех месяцев и был схвачен лишь в минувшую пятницу.
Бельгийская прокуратура не делится со спецслужбами информацией, добытой при расследовании дел о терроризме. Спецслужбы не имеют права ни прослушивать телефонные разговоры подозреваемых в экстремизме, ни взламывать их телефоны и компьютеры, говорится в статье.
За несколько дней до 22 марта, когда в Брюсселе произошли теракты, бельгийские контртеррористические службы перешли в режим повышенной готовности. Но, по словам неназванного источника, они фокусировались на вероятности терактов на железной дороге или в метро - теракты в самолетах или аэропортах считались менее вероятными.
"Это настораживает. Следовало бы ожидать, что в списке мишеней окажется аэропорт, поскольку такой список всплыл в Париже", - говорит Виктор Андерес (Global Elite Group).
Вернувшись к истории с арестом Бакрауи, газета сообщает: "Турция каждый месяц задерживает десятки граждан западных стран, которые пытаются перейти сирийскую границу и добраться до территорий, подконтрольных "Исламскому государству". Однако, когда этих людей высылают в их страны, национальные правительства, как представляется, часто с трудом могут за ними уследить, поскольку количество потенциальных радикалов слишком велико".