Теракты: почему некоторые террористы используют фальшивое оружие - «Иностранная пресса»
Каролин Пике | Le Figaro
"Использовать муляжное и недействующее оружие или фальшивый "пояс смертника", чтобы совершить теракт, - такой образ действий может показаться странным, но именно это проделали несколько террористов во Франции в последние месяцы", - пишет журналистка Le Figaro Каролин Пике, указывая, что в церкви Сен-Этьен-дю-Рувре нашли недействующий пистолет и приспособление, напоминающее взрывное устройство, а в грузовике убийцы из Ниццы - "недействующую гранату", ненастоящий автоматический пистолет и два муляжа автоматов.
"Итак, эти различные атаки поднимают один вопрос: зачем джихадисту прибегать к такому арсеналу? Что касается фальшивых "поясов смертника", отчасти объяснение можно найти в пропаганде ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.)", - продолжает Пике. Она сообщает, что среди советов, распространяемых в мессенджере Telegram сторонниками террористической группировки, есть рекомендация "имитировать фальшивую бомбу под одеждой: с красными проводками, торчащими из рукавов, и рубильником, чтобы не попасться живым" и "напугать".
"Поскольку в ИГИЛ уверены: в ситуации легальной самообороны силы правопорядка, столкнувшись с потенциальным камикадзе, не будут рисковать, пытаясь его задержать, а постараются "нейтрализовать" как можно скорее. Этот метод, с их точки зрения, выгоден вдвойне: "боец" умирает "мучеником" и тем самым избегает полицейских допросов, которые теоретически могли бы подвергнуть опасности другие операции", - пишет журналистка.
Но зачем они используют фальшивые пистолеты и ружья? "Чтобы запугать население, - предполагает инженер по баллистике из Отдела научно-технических методов полицейской работы. - С учетом того, что с первого взгляда сложно отличить фальшивое оружие от настоящего, террористы легко могут напугать людей и заставить их подчиниться". Именно это, замечает Пике, и произошло в церкви Сен-Этьен-дю-Рувре.
"По мнению некоторых экспертов, использование муляжей оружия - это признак своего рода "любительства". "У этих людей, очевидно, нет ни связей, необходимых для того, чтобы обзавестись настоящим оружием в среде организованной преступности, ни умений, чтобы им воспользоваться", - сказал социолог Фархад Хосрохавар, глава Наблюдательного комитета по радикализации при Доме наук о человеке. К тому же выводу, как передает журналистка Le Figaro, приходит специалист по исламу Матье Гудьер, который предпочитает использовать термин "кустарный терроризм", то есть "формат, который задействует подручные средства, чтобы посеять страх, используя внешнее сходство".
Хоть и непригодное для атаки, это ненастоящее оружие может, тем не менее, оказаться опасным, говорится в статье. "Оно может придать самообладания, уверенности, - считает инженер по баллистике. - Для них это также способ преобразиться, придать себе повадку воинов и убедить самих себя в том, что они идут на войну". Фархад Хорсохавар полагает, что "некоторые из них стремятся идентифицироваться [с другими террористами] и стать "антигероями". Они хотят смерти и чтобы при этом их смерть была прославлена и попала на первые полосы газет".
Во Франции муляжи оружия находятся в свободной продаже и доступны каждому, уточняет Каролин Пике в завершение статьи.