Обратно в Сребреницу - «Иностранная пресса»
Маркус Бикель | Welt am Sonntag
50 тысяч гостей ожидаются на траурной церемонии, посвященной десятилетию страшной бойни. Многие люди все еще ищут трупы своих родственников
На севере города мужчины в клетчатых рубашках заделывают дыры в асфальте на дороге, соединяющей кладбище и завод. Это подготовка к траурной церемонии 11 июля. Простые скромные деревянные стелы, покрашенные зеленой краской, стоят на могилах напротив завода, выпускающего аккумуляторы. Уже два года здесь покоятся жертвы бойни, случившейся в 1995 году. Пока что идентифицированы останки только четверти из восьми тысяч погибших, до сих пор добровольцы и матери ищут неизвестные братские могилы.
Три дня назад неподалеку от маленького города в восточной части Боснии была обнаружена новая могила, где захоронено почти сто трупов. "Я прихожу к каждой братской могиле, в каждый морг в надежде увидеть какую-нибудь вещь из тех, что были при муже и сыне, когда я их видела в последний раз", - говорит вдова Сабахета Фейцич. Поскольку сербские солдаты в большинстве случаев закапывали могилы бульдозерами, идентификация трупов представляет собой большую проблему.
Во время траурной церемонии, посвященной самому страшному военному преступлению в Европе после окончания Второй мировой войны, память боснийских жертв впервые почтит высокопоставленный представитель Сербии, ее президент Борис Тадич. Запоздалое признание вины перед родственниками погибших мусульманских мужчин и подростков, которые 10 лет назад в течение тех пяти июльских дней были убиты боснийско-сербскими солдатами и югославскими спецподразделениями.
Образ маленького городка создают престарелые женщины. Абдула Пуркович относится к тем немногим мужчинам-мусульманам, которые выжили в бойне. Во время войны Пуркович организовывал снабжение беженцев самым необходимым. Он заботился о детях, помогал матерям, обеспечивал их питанием. Работа, которая стала его спасением: тогда как тысячи мужчин, которые пытались бежать, были застрелены в лесах, организация "Врачи без границ" отправила Пурковича в сопровождении иностранных волонтеров в Тузлу, город в 40 км от Сребреницы.
Четыре года назад Пуркович вернулся назад в Сребреницу. "Я не мог просто так оставить то, что до войны было моей жизнью", - говорит он. Недалеко от боснийско-сербской пограничной реки Дрины в традиционно мусульманской верхней части города он открыл ресторан под названием Misirlije. "С тех пор как я здесь, мне каждую ночь снятся сны о прошлом", - говорит Пуркович. Город, окруженный с двух сторон крутыми склонами, с 1992 по 1995 год находился в осаде.
Ежедневно свистели снаряды, гуманитарная помощь почти не поступала. Когда он об этом вспоминает, рассказывает Пуркович, он понимает, что сегодня у него все хорошо. Он при деле. Большинство беженцев из Сребреницы живут на пенсию, которая составляет всего 50 евро в месяц.
Апатия царит во всей стране. В Сараево сотни молодых людей ежедневно стоят в очереди перед немецким посольством - они ждут визу на Запад. Средняя заработная плата в бывшей югославской автономной республике ниже 300 евро, более 50% населения не имеют работы.
На этом мрачном фоне пройдет и второй 10-летний юбилей, имеющий большое значение для послевоенной страны - в ноябре будет отмечаться подписание боснийско-сербскохорватского Дейтонского мирного договора 1995 года. Люди недовольны компромиссом, на котором настояли США и ЕС, - его результатом стал раздел страны вдоль бывшей линии фронта на боснийско-сербскую республику и мусульманско-хорватскую федерацию. Боснийские сербы, хорваты и мусульмане в слабых еще институтах ставят друг другу палки в колеса.
В Брюсселе говорят, что государство, разделенное по этническому принципу, еще далеко от стандартов ЕС. Просвет может наступить после того, как Сребреница вскоре получит от ООН особый статус - через 10 лет после того, как солдаты всемирной организации не смогли предотвратить бойню в зоне ответственности Организации Объединенных Наций. Однако для энергичных предпринимателей вроде Абдулы Пурковича это, вероятно, все же сигнал, свидетельствующий о том, что возвращаться в Сребреницу имеет смысл.