Страх и притворство в Багдаде - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Инопресса » Страх и притворство в Багдаде - «Иностранная пресса»
Страх и притворство в Багдаде - «Иностранная пресса»
Меган Стэк | Los Angeles Times В городе, где почти каждый внесен в чей-нибудь список врагов, представляться кем-то другим, похоже, единственная надежда выжить Вы не хотите привлекать к себе внимание - и ездите на старой машине, хотя можете позволить себе модную модель. Вы не моете ее - пусть лучше

Меган Стэк | Los Angeles Times


В городе, где почти каждый внесен в чей-нибудь список врагов, представляться кем-то другим, похоже, единственная надежда выжить

Вы не хотите привлекать к себе внимание - и ездите на старой машине, хотя можете позволить себе модную модель. Вы не моете ее - пусть лучше пыль запачкает стекла. Наступает вечер и комендантский час, и все эти грязные машины пробираются по Багдаду домой. За ними следят глаза соседей.

Откуда эти водители? Одни работают на государство. Другие воюют в сопротивлении или отрядах смерти. Третьих наняли американцы. Никто не спрашивает, никто не рассказывает, никому не известно, кто есть кто.

Кровопролитие превратило Ирак в страну скрытности и страха. Уличное насилие не подчиняется логике, и, как следствие, оживленный город, где люди с радостью вмешивались в чужие дела, превратился в лабиринт личин, где соседи быстро минуют друг друга, как танцующие на мрачном костюмированном балу.

"Иракцы скрывают все, люди подозревают друг друга", - сказал 66-летний Хайави Махди Абаси, успешный адвокат, который не ремонтирует свою Toyota 1982 года, чтобы не привлекать ненужное внимание.

"Зачем мне привлекать к себе внимание террористов? Я стараюсь быть заурядным, как все", - сказал он.

Богатые прячут ювелирные украшения и вытаскивают из недр шкафов старую одежду, чтобы отпугнуть тех, кто похищает людей ради выкупа. Мусульмане, в зависимости от ситуации, объявляют себя то суннитами, то шиитами. Христиане притворяются мусульманами. Ложь о том, где работаешь, стала нормой. Полицейские патрулируют улицы в масках, чтобы их не узнали.

Кажется, что каждый притворяется кем-то другим в надежде остаться живым. Жители Багдада считают, что вне зависимости от того, кем ты являешься, ты, скорее всего, в чьем-нибудь списке врагов.

"Вопрос не в том, лгать или не лгать, - сказал Али Абдулла. - Вопрос в жизни и смерти".

Абдулла - 31-летний суннит, как и многие жители Багдада, окруженный завесой тайны.

Во времена Саддама Хусейна он выучился на инженера, но работает в американской неправительственной организации. Его жизни угрожают, и жена умоляет его уйти, но он не может: слишком хорошие деньги, а им надо думать о трехлетнем сыне.

Абдулла ездит на работу на такси, и его машину не узнают. Он ездит по разным улицам и раз в несколько месяцев меняет номер телефона.

Он купил часы Swatch за 100 долларов в соседней Иордании, но боится носить их на людях. Когда его спрашивают, где он работает, он отвечает, что у него компьютерный магазин.

Главное, говорит он, никогда, ни при каких обстоятельствах, не признаваться соседям, что ты продался иностранцам.

"Если соседи узнают, где я работаю, это верная смерть", - сказал он.

Для Абдуллы и его семьи это означает изоляцию. Он уклоняется от разговоров, не мешкает у дверей, сводит к минимуму визуальный контакт и покупки. Недавно, увидев в переполненном ресторане знакомого по колледжу, он развернулся и убежал, чтобы не вступать в разговор.

Говоря об утрате общности, иракцы грустят. Как в большинстве ближневосточных стран, в Ираке традиционно ценят теплоту и общение на темы, которые на Западе относят к частной жизни. В прежнем Ираке лучше было прослыть любопытным, чем холодным и отчужденным. Было абсолютно нормальным выспрашивать незнакомого человека о его браке и стоимости его имущества.

Мало-помалу война унесла теплоту. Теперь в городе царит напряженность. В воздухе висит интрига, как в триллере о плаще и кинжале. Но она реальна и смертельна.

"Поведение изменилось, оно было разумным, а стало инстинктивным, животным, - заявил Эшан Мохаммед Хасан, один из ведущих иракских социологов, профессор Багдадского университета. - Человек чувствует, что от других исходит опасность. Он вынужден прятаться. Он не хочет, чтобы люди его видели, потому что считает их злыми".

Страх и ненависть уничтожили клановые традиции. Раньше этикет требовал, чтобы мужчины спрашивали друг друга о работе; это был способ проявить интерес к жизни знакомого и продемонстрировать готовность помочь в трудные времена.

Но сегодня спрашивать о работе невежливо и даже опасно. Теперь задают пустые вопросы: как поживаешь? как дела?

"Людей часто убивают без причин. Как вы думаете, что они сделают, если узнают, что ты работаешь у американцев? - спросил Абдулла. - Вот именно. Ты предатель".

Работать на иракские институты не лучше. Университетских профессоров, спортсменов национальных сборных, полицейских убивают мятежники, решившие уничтожить всю гражданскую и общественную жизнь.

Ирак, пожалуй, единственная в мире страна, где ополченцы и мятежники ходят по улицам с открытыми лицами, тогда как госслужащие, солдаты и полицейские носят маски.

"Я ношу маску, потому что не хочу, чтобы люди знали, что я работаю в полиции", - сказал 34-летний Ахмед Али. Было обеденное время, и некоторые его коллеги уехали на другой конец Багдада, чтобы пообедать там, где их никто не знает.

Их участок находится в районе Дора, к югу от центра Багдада, и является местом кровопролитных религиозных стычек. Полицейские не решаются приносить свою форму домой, хотя бы для того, чтобы постирать.

Они выходят из дома в штатском, пробираются в участок и быстро переодеваются в форму.

"В Доре меня знают, - сказал Али. - Приходится носить маску и темные очки".

Некоторые наживаются на страхе. Например, те, кто подделывает документы.

29-летний Ассад Хелдун продает фальшивые удостоверения личности по 30 долларов. "Не отличить от оригинала", - хвастается он. Но есть одно отличие - вымышленное имя.

Он не продает фальшивые документы преступникам. Среди его клиентов - водители автобусов, дорожные рабочие, автомеханики - те, кто зарабатывает на улицах.

Фамилии в Ираке выдают религиозную принадлежность, происхождение из клана, о котором известно, шиитский он или суннитский. Например, фамилии Джабур и Дулайми, равно как имя Омар, означают "суннит".

Среди иракцев, стремящихся спрятаться, популярны такие фамилии, как Байяти, Обейди и Саади. Они могут быть и суннитскими, и шиитскими.

"Людей убивают из-за их имен, - сказал Хелдун. - В последние месяцы все просят фальшивое удостоверение личности. Это поветрие. Люди напуганы".

В почти пустом автосалоне Абу Тарика владельцы лениво бродили среди сверкающих машин. Бизнес идет вяло.

"Такая машина может стать концом твоей жизни", - сказал 60-летний Абу Тарик.

Его партнер, 48-летний Фаик Убайди, показывает на Toyota Avalon за 19 тыс. долларов и Super Saloon Toyota за 11 тыс. долларов. Они уже год собирают пыль, и никто ни разу не поинтересовался ими, вздохнул он.

Страх укоренился в сегодняшнем Багдаде. Христианка в мусульманской одежде отказывается назвать свое имя, потому что ее могут убить. Ей 33 года, она живет с родителями на мусульманской улице и каждый день рискует жизнью, проскальзывая на работу в "зеленую зону".

Она боится, что слух о ее работе дойдет до соседей, даже двоюродные братья и сестры не знают, что она работает в иракском правительстве.

"Я все отрицаю", - сказала она.

Но религиозная изоляция больнее всего. Она и ее родные уже не осмеливаются ходить в церковь по воскресеньям. И ей пришлось носить мусульманский платок - хиджаб и платье - абайю.

"Это пугает меня. Есть люди, которые считают, что все христиане поддерживают американцев, - сказала она. - Мы не можем доверять друг другу. Я должна держать свои секреты при себе, потому что не знаю, что за человек передо мной".

Источник: © Los Angeles Times

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика