"Часть вины за войну лежит на Саакашвили" - «Иностранная пресса»
Филип Файгле | Die Zeit
Почему президент Грузии втянул свою страну в конфликт с Россией? Ирис Кемпе, возглавляющая бюро Фонда Белля в Тбилиси, с критикой главы государства. Интервью.
- Госпожа Кемпе, сейчас вы остановились в гостинице в Ереване, столице Армении. Когда вы покинули Тбилиси?
- В 8 часов утра 10 августа были эвакуированы несколько иностранцев, среди них и я.
- Какие ваши последние впечатления от Тбилиси?
- Утром я проснулась в 5:30. До меня доносился громкий шум, я подумала - со стройки. Лишь позднее я поняла, что в тот момент российская армия бомбила международный аэропорт, который находится примерно в 20 километрах от города. Позже сотрудники рассказали, что российская армия бомбила и другие цели в окрестностях Тбилиси.
- Каким было настроение в городе накануне вашего отъезда?
- Подавленным. Женщины оплакивали своих сыновей, мобилизованных на воинскую службу. Повсюду можно было видеть автобусы с призывниками. Многие задавались вопросом, когда же все это закончится. Люди растерянны, потому что не видят выхода. Положение действительно очень серьезно.
- Не переродится ли эта скорбь в ярость?
- В ночь на понедельник прошли отдельные демонстрации, но они не были направлены против грузинского президента Саакашвили.
- В пятницу утром он еще собирался силой вернуть Южную Осетию Грузии - пару дней спустя ему приходится признать, что его план провалился. Чем вы объясняете это нападение?
- Мне кажется, что Саакашвили хотел быстрого решения конфликта - в какой-то мере по принципу "навалимся, и все получится". Этот конфликт с его точки зрения давно обременяет страну. Август для этого традиционно хороший месяц, так как многие политики отдыхают на Черном море. К тому же в прошлую пятницу мировая общественность наблюдала за торжественным открытием Олимпийских игр в Пекине. Очевидно, все это Саакашвили посчитал благоприятным моментом. Он недооценил жесткость, с которой отреагирует Россия. Кроме того, Москва уже давно недовольна тем, что Грузия ориентируется на Запад.
- Вы несколько раз лично встречались с Саакашвили. Насколько велика роль президента как личности?
- Саакашвили, безусловно, виноват в развязывании этой войны. Он не является умеренным человеком, он эгоистичен и не слишком дипломатичен, не особо прислушивается к другим людям. В случае нынешнего конфликта он ошибся в своих расчетах, хотя ему было известно, что русские вовсе не являются выдающимися дипломатами. Кроме того, по сути, целью этого нападения был его собственный народ. Эта война нанесла ущерб духу "революции роз".
- Разве за последние месяцы Саакашвили и без того не утратил благосклонность своего народа?
- Вы правы. Ему пока так и не удалось разработать план перехода страны к рыночной экономике. До сих пор население чувствовало скорее отрицательные стороны этого перехода. Кроме того, в последнее время уровень инфляции выражается двузначным числом. Это не слишком способствует популярности Саакашвили в глазах грузин.
- Принимая во внимание внутриполитическую слабость Саакашвили, некоторые наблюдатели полагают, что нападение на Цхинвали, столицу Южной Осетии, было согласовано с США.
- Каким образом США могли быть заинтересованы в развитии событий, которое мы сейчас наблюдаем? У меня хорошие контакты с американцами в Грузии. Они тоже растеряны. Беседуя с ними, я не нашла ни единого подтверждения соучастию США. Не было никаких оснований рассчитывать на то, что НАТО вмешается в этот конфликт - и пойдет на открытую конфронтацию с Россией, как иногда утверждает Саакашвили.
- Сейчас российская армия движется в направлении Центральной Грузии, а ее флот блокирует грузинский порт Поти. Одновременно она проводит мобилизацию в Абхазии и бомбит грузинские города и военные аэродромы - несмотря на то, что Грузия объявила одностороннее перемирие. Какую цель преследует руководство России?
- Ответить на этот вопрос сейчас не может никто. Возможно, оно хочет вынудить Саакашвили уйти в отставку. Однако нельзя исключить и желание захватить Тбилиси, чтобы поставить там наместника Москвы. Это в значительной мере изменило бы карту постсоветского пространства. Однако лично я не считаю, что Россия зайдет столь далеко.
- Почему?
- Тбилиси - это город, готовый к прорыву, который уже давно почувствовал ветер свободы. Если Россия действительно помышляет назначить в Грузии наместников, верных Москве, это окажется продолжительной и дорогой затеей. Если руководство России пойдет этим путем, значит, у него плохие советчики. Я надеюсь, что сегодняшнее развитие событий в среднесрочной перспективе может даже способствовать укреплению грузинской демократии.
- Каким образом?
- Грузия в современной ситуации нуждается в сильной демократической альтернативе Саакашвили. На эту роль вполне подошла бы, например, бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе. Хотя пока оппозиция все еще держится президента. Тем не менее, нельзя исключить, что в адрес Саакашвили критика будет нарастать и дальше.
Ирис Кемпе руководит бюро Фонда Генриха Белля в Тбилиси с мая текущего года. На вопросы нашего корреспондента она отвечала по телефону из гостиницы в Ереване, куда она эвакуировалась с мужем и тремя детьми. Проблемами кавказского региона занимается около десяти лет