"Войну легко начать, но сложно закончить" - «Иностранная пресса»
Изабель Горст | Financial Times
Российские опросы общественного мнения показывают, что Кремль одержал победу в пропагандистской войне, направленной на обеспечение поддержки россиянами военных действий в Грузии, получивших широкое осуждение на Западе.
Более трети участников опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения на этой неделе в 42 городах, заявили, что они ожидали более
жесткой реакции в Грузии со стороны Дмитрия Медведева, российского президента, предупредившего о "сокрушительном ответе" на любые нападения на российских граждан.
Еще 40% заявили, что реакция Медведева четко отразила их видение проблемы, а остальные признались, что не осведомлены о соображениях президента, что указывает на аполитичность российского общества.
Маша Липман, редактор Pro et Contra, журнала, издаваемого Carnegie Endowment for International Peace, отметила: "Кремль одержал победу в пропагандистской войне, но это была очень легкая победа".
Российское общественное мнение о политических событиях полностью формируется прокремлевскими телеканалами, которые смотрят свыше 90% россиян, не имея доступа к другим СМИ или проявляя пассивность в их отношении, отметила она.
Государственные телеканалы транслировали больше новостей во время кризиса, начиная с сообщения о конфликте до демонстрации сцен "грузинского геноцида".
Согласно рейтингам, интерес россиян к выпускам новостей во время конфликта удвоился, несмотря на конкуренцию с Олимпиадой.
На улицах Москвы не было признаков протеста против конфликта, а демонстрация в основном молодых активистов у американского и грузинского посольств в Москве требовала прекратить поддержку Соединенными Штатами президента Грузии Михаила Саакашвили.
Даже некоторые либерально настроенные россияне полагают, что жесткие военные действия в Грузии оправданы, потому что грузины первые начали конфликт.
Валерий, дизайнер съемочной площадки, отметил: "Мне не нравится, что во главе нашего правительства стоит сотрудник органов безопасности. Но у России не было другого выбора, кроме как вести себя в Грузии так, как она вела, потому что грузины начали это".
Предупреждение российской Федеральной службы безопасности, организации-преемницы КГБ, о том, что Грузия планировала теракты на российской территории, было расценено западными аналитиками как пропаганда, но задело обнаженные нервы россиян, которые боятся возрождения терроризма, сопровождавшего две войны в Чечне последние 15 лет.
Другое опасение состоит в том, что конфликт распространится на Кавказе, отдаленном, этнически неоднородном регионе, который Россия пыталась приручить более трех столетий.
Прокремлевски настроенный политолог Глеб Павловский отметил: "Кавказ - это сложный регион. Войну легко начать, но сложно закончить".
Другие россияне обеспокоены тем, восстановление Южной Осетии ударит по их карману, вспоминая об огромных суммах, затраченных на восстановление чеченской столицы Грозного после прошлой войны.