Российские олигархи берут инициативу в свои руки на фоне того, как местные системы здравоохранения не справляются - «Иностранная пресса»
Антон Трояновский | The New York Times
"Когда этой весной пандемия коронавируса в России набрала обороны, сталелитейный магнат-миллиардер Алексей Мордашов позвонил четырем региональным губернаторам и призвал их ввести карантин в городах, в которых работают его предприятия, - пишет The New York Times. - Для Андрея Гурьева, наследника империи удобрений, ограничить въезд в два арктических города с населением 80 тыс. человек, где он руководит фосфатным рудником, было еще проще - его компания владеет аэропортом и местным горнолыжным курортом, который привлекает приезжих. "Мы их закрыли, - рассказывает Гурьев. - Решение было исключительно нашим".
"Влияние российских бизнес-магнатов, известных как олигархи, ослабло в начале этого столетия, когда президент Владимир Путин консолидировал власть, превратив их из враждующих кланов в фантастически богатые семьи, зависящие от благосклонности Кремля. Теперь кризис коронавируса представляет для них еще один поворотный момент: это величайшая за многие десятилетия экономическая угроза в сочетании с огромным стресс-тестом для государства, которое делает возможным их богатство. Таким образом, олигархи с миллионами работников и десятками российских городов, зависящими от их предприятий, стали центральными фигурами в национальном ответе на пандемию", - отмечает The New York Times.
" Из-за того, что местные системы здравоохранения не справляются, многие олигархи направляют миллионы долларов собственных денег, а также логистические и снабженческие мощности своих компаний на борьбу с распространением болезни, одновременно призывая медлительные региональные власти действовать более решительно. В процессе они обнажают слабые стороны российского государства и то, насколько путинская система управления по-прежнему опирается на неформальные альянсы с влиятельными бизнес-магнатами. Глубина их карманов также позволяет олигархам пережить пандемию - в отличие от российского малого и среднего бизнеса - что означает, что их влияние будет расти в ближайшие годы", - говорится в статье.
Издание напоминает, что магнат металлургии Олег Дерипаска оплачивает строительство 3 центров лечения коронавируса в Сибири на 160 коек; Геннадий Тимченко, близкий союзник Путина, сообщил, что потратит около 17 млн долларов на поддержку благотворительных организаций, связанных с борьбой с коронавирусом, и закупит аппараты ИВЛ, компьютерные томографы и средства индивидуальной защиты для российских больниц; Владимир Потанин, считающийся самым богатым человеком в России, и его горнодобывающий гигант "Норникель" выделили около 150 млн долларов на борьбу с коронавирусом; а Мордашов помог организовать карантин в Череповце, городе с населением более 300 тыс. человек, где в "Северстали" и на ее крупном сталелитейном заводе работает каждый четвертый житель трудоспособного возраста. "Мордашов сообщил губернаторам регионов, что им следует "как можно быстрее организовать ограничительные меры" и предложил помощь своей компании, отметил Александр Шевелев, генеральный директор "Северстали", передает The New York Times, добавляя, что компания передала полиции респираторы, поставила мобильные дома для карантинных КПП, привлекла сотрудников компании к участию в патрулях вместе с полицией, а ее программисты разработали сервис, позволяющий городу контролировать соблюдение карантина. "Компания сообщила, что закупила 20 аппаратов ИВЛ для городских больниц и предоставила корпоративное жилье для изоляции всех, кто прибывает в город.
По заявлению компании, она будет выдавать жителям, которые потеряли доход из-за кризиса, подарочные сертификаты в продуктовые магазины на сумму около 80 долларов на каждого члена семьи. "Мы несем ответственность за социальную стабильность регионов, в которых мы присутствуем", - пояснил Шевелев.
"Активное участие олигархов в борьбе с коронавирусом в России проливает свет на их неписаный контракт с Кремлем. Пребывание в милости Путина помогло им извлечь огромную выгоду из огромного богатства природных ресурсов России. Но от олигархов также ожидается, что они откроют свои карманы, чтобы поддержать более широкие цели Путина . Фактически, олигархи, которые остались в бизнесе в России после прихода Путина, настолько тесно интегрировали свои операции с государством, что их иногда называют не частными предпринимателями, а руководителями подразделений более крупного предприятия, "Россия Inc", - говорится в статье.
"В марте владельцы Альфа-Банка, крупнейшего частного банка России, пожертвовали 13 млн долларов на борьбу с пандемией. "В России бизнес-сообщество, особенно крупный бизнес, традиционно выполняет больше социальных функций, чем на Западе", - сказал Владимир Верхошинский, глава Альфа-Банка.
"Но многие руководители обнаружили, что денежных пожертвований недостаточно, что подчеркивает слабость системы здравоохранения страны и выставляет в нелестном свете сдержанную реакцию российского правительства. 14 марта, когда российские чиновники все еще в значительной степени преуменьшали угрозу коронавируса, Дерипаска призвал правительство закрыть границы и ввести 60-дневный карантин. Пройдет более двух недель, пока общенациональная частичная блокировка вступит в силу. В удаленном арктическом городе Норильск роль лидера взял на себя "Норникель", горно-металлургический гигант Потанина - закупив тысячи наборов для тестирования, миллионы масок и 46 аппаратов ИВЛ для регионов, где он работает; перестав взимать арендную плату с десятков предприятий и увеличив пропускную способность интернета, которую он предоставляет операторам сотовой связи, обслуживающим город с населением 180 тыс. человек. "
"Одна из причин, по которой роль олигархов оказывается центральной в ответной реакции России, заключается в том, что около 10% населения живет в удаленных "моногородах", таких как Норильск, где доминирует один работодатель или отрасль, - подчеркивает газета. В арктических моногородах Кировск и Апатиты Гурьев, магнат промышленности удобрений, попытался предотвратить вспышку, когда у человека, прилетевшего с Кубы, в марте был обнаружен коронавирус".
Гурьев, говорится в статье, на самолете компании доставил в Апатиты 100 наборов для тестирования и специалиста, чтобы проверить контакты пациента. "Компания Гурьева "ФосАгро" также заявила, что закупила машины скорой помощи, аппараты ИВЛ и средства индивидуальной защиты для медицинских работников. В некоторых случаях, по словам Гурьев, государственный сектор не может действовать с необходимой срочностью - "для них это бюрократический процесс". "Для нас это решение день в день, часто это мое личное решение, - пояснил Гурьев. - Покупка этих тестов - я занимался этим лично. Я лично занимался СИЗ и ИВЛ, потому что все это нужно было сделать вчера".
В написании статьи приняли участие Олег Мацнев и Эндрю Креймер