Деннис Росс: "Мы не знаем, хочет или нет Путин на самом деле закончить войну в Сирии" - «Иностранная пресса»
Катя Глогер | Stern
Немецкий еженедельник Stern публикует интервью с Деннисом Россом - советником Белого дома по ближневосточной политике, работавшим с несколькими президентами США, включая Барака Обаму.
Перспективы перемирия в Сирии он оценил скептически: "Боюсь, что в этой войне в лучшем случае наступила пауза. Шансов на настоящий процесс мирного урегулирования по-прежнему не много... Владимир Путин пока так и не доказал, что на деле заинтересован в окончании войны в Сирии". Асад и его союзники согласились на перемирие для того, чтобы "перегруппироваться", а их конечная цель - "военными средствами изменить соотношение сил в пользу Асада, чтобы у него больше не было необходимости вести переговоры", предполагает Росс.
Эксперт по региону не исключает, что Сирия в конечном итоге будет разделена на несколько частей. "Опасность в том, - говорит Росс, - что скоро у людей в Сирии будет выбор только между двумя вариантами: или Асад, или "Исламское государство". Тогда ИГИЛ, выдавая себя за покровителя мусульман-суннитов, станет привлекать все больше людей в свои ряды".
Росс разделяет мнение, что с помощью войны в Сирии Путин намеренно создает давление на Европу, провоцируя наплыв беженцев. Главная цель президента РФ, по мнению Росса, состоит в том, чтобы сделать Россию "ключевой" для Ближнего Востока державой. "Даже если Путин действительно вторгся [в Сирию] для того, чтобы побороть "Исламское государство", то сейчас он, во всяком случае, добился противоположного эффекта", - добавил советник.
"Сдержанность" президента США Барака Обамы в политике на сирийском направлении Росс объясняет тем, что он "слишком близко к сердцу принял уроки войны в Ираке... Но Сирия - не Ирак. В Сирии мы имеем дело с восстанием против жестокого режима, а не с военной интервенцией, направленной на свержение режима, как тогда в Ираке". Эта "сдержанность", по словам Росса, обернулась гуманитарной катастрофой.
На вопрос, что бы мог предпринять в этой ситуации Запад, Росс ответил: "Нам бы следовало по крайней мере настаивать на том, чтобы были созданы устойчивые гуманитарные коридоры для снабжения людей в городах, осажденных силами Асада". Если это не получится, то "нужно настаивать на создании защитной зоны на территории Сирии". "Это была бы еще и возможность проверить, действительно ли Путин всерьез настроен на прекращение огня и политический процесс", - сказал собеседник издания.
И настойчивость в этих вопросах не привела бы к конфликту России с НАТО, убежден Росс: "Путин в полной мере понял бы этот сигнал. Он не импульсивен, а очень осторожен и проверяет, насколько далеко можно зайти. Сейчас он видит, что может и дальше запугивать Запад. Ни на Украине, ни в Сирии никто ему не противостоит".