Ужасно милые партнеры - «Иностранная пресса»
Соня Марголина | Neue Zürcher Zeitung
После инцидента со сбитым российским бомбардировщиком на сирийско-турецкой границе между Путиным и Эрдоганом пробежала черная кошка. Но вот-вот, по слухам, мы станем свидетелями официального примирения, что неудивительно, поскольку обоих автократов роднит схожий антизападный настрой, пишет в статье на сайте Neue Zuercher Zeitung публицист и писатель Соня Марголина.
"Ссора Москвы и Анкары выглядела деланой и, несмотря на воинственную риторику на фоне разлада с обеих сторон, можно было заранее предугадать, что в конечном итоге стороны придут к компромиссу. Так и получилось: недавно Эрдоган не только выразил сожаление по поводу инцидента, но и арестовал пилотов, сбивших российский самолет. Теперь, если верить появившейся информации, Эрдоган встретится с Путиным в Санкт-Петербурге 9 августа", - говорится в статье.
Россия и Турция, продолжает автор, никогда не были союзниками. В период с 1686 по 1878 год между странами 9 раз вспыхивали военные конфликты - каждый раз с новым набором европейских союзников. При этом царской России удалось вытеснить османов с Украины, из Крыма и с Кавказа. Но уже во времена Крымской войны обе империи были близки к развалу: Россию называли не иначе как "колоссом на глиняных ногах", а Турцию окрестили "больным человекам на Босфоре".
В начала ХХ века оба государства пережили крах - и если Ататюрк формировал из Турции государство по европейскому образу и подобию, то Ленин выстроил на обломках имперской России Советский Союз, а его преемник Сталин превратил страну после Второй мировой войны в вооруженную до зубов супердержаву. "СССР бросал Западу один вызов за другим, в то время как Турция была принята в НАТО и стала частью антикоммунистического заградительного щита. Она значительно выиграла от связей с Западом и к моменту развала СССР в 1991 году представляла собой светское национальное государство с рыночной экономикой", - сообщает Марголина.
Сегодня оба государства следуют схожим ревизионистским курсом. В то время как Эрдоган хочет отойти от кемализма в сторону исламистского государства, Путин намерен закрепить в качестве зоны влияния бывшие советские республики и положить конец их ориентированию на Запад. Свои притязания на статус мировой державы Россия реализует при помощи так называемой гибридной войны. При этом Россия, как и Турция, может рассчитывать на "пятую колонну" за границей", - пишет автор о национальных диаспорах за рубежом.
Схожесть России и Турции выходит далеко за рамки авторитарной системы правления, продолжает Марголина. Как Турция, так и Россия представляют собой полицейские государства: их лидеры готовы пожертвовать благосостоянием граждан и их безопасностью ради удержания власти и своих геополитических амбиций.
"Кастрация элит, периодически происходящее резкое ослабление открытого либерального слоя интеллигенции стали традиционными как для Турции, так и для России. Постсоветский квазитрадиционализм и произвол власти делают политическую культуру России, независимо от исторических и религиозных отличий, похожей на исламскую", - считает автор. "Антизападный альянс между Турцией и Россией, по сути, был бы логичным продолжением провалившейся европеизации обеих стран. Правда, Турция все еще является членом НАТО, и должно произойти нечто серьезное, чтобы Анкара отвернулась от альянса. Кроме того, Путин и Эрдоган не сходятся во мнении относительно будущего режима Асада. Однако с помощью военно-политического союза окрепшие de facto диктатуры могут взять под свой контроль Черное море и стать серьезной угрозой для Европы", - резюмирует Марголина.