Военные успехи в Сирии дают Путину преимущество на опосредованной войне с США - «Иностранная пресса»
Марк Мазетти, Энн Барнард и Эрик Шмитт | The New York Times
В прошлом году сирийская армия терпела неудачи: тысячи повстанцев прорвались в районы, которые давно считались оплотами правительственных сил, напоминает The New York Times. "Подспорьем для наступления повстанцев стали мощные противотанковые ракеты, которые поставлялись ЦРУ и Саудовской Аравией", - сообщают журналисты Марк Мазетти, Энн Барнард и Эрик Шмитт.
Американская разведка тогда пришла к выводу, что власть сирийского президента Асада слабеет. "Но затем прибыли россияне и обрушили на повстанческие силы, опиравшиеся на поддержку ЦРУ, авиаудары, которые заставили повстанцев отступить. Теперь же командиры повстанцев, кое-как удерживающих осажденные районы в расколотом городе Алеппо, говорят, что им поступает все меньше противотанковых ракет, поставляемых ЦРУ", - говорится в статье.
Издание утверждает: "На протяжении последнего года российская армия, впервые со времен войны в Афганистане в 80-х, напрямую воюет с повстанческими силами, которые обучает и снабжает ЦРУ". Авторы напоминают, что афганские бойцы в свое время победили в конфликте. Но на сей раз результаты иные.
"Россия побеждает в опосредованной войне, как минимум, на данный момент", - говорит Майкл Кофман (Woodrow Wilson Center, США).
По мнению издания, успехи на поле боя в Сирии дали Москве новые рычаги влияния на решения о будущем Ближнего Востока.
"В течение нескольких лет ЦРУ совместно с разведками нескольких арабских стран вооружало и обучало повстанцев на базах в Иордании и Катаре, большую часть операции финансировали саудиты", - пишет издание.
Но прошлогоднее наступление повстанцев на севере Сирии создало проблемы, так как позволило "Фронту ан-Нусра", который до последнего времени был аффилирован с "Аль-Каидой" (запрещены в РФ. - Прим. ред.), расширить подконтрольные ему территории. "Администрация Обамы официально запретила обучать и снабжать оружием боевиков "Ан-Нусры", - говорится в статье.
Между тем "Ан-Нусра" часто воевала с силами Асада искуснее, чем группировки при поддержке ЦРУ, а также продемонстрировала, что может и готова уничтожать или оттеснять эти группировки, если те не соглашаются на боевые альянсы.
По словам авторов, российская авиакампания "была направлена против тех группировок сирийских повстанцев, которые несли самую прямую угрозу правительству Асада, в том числе против некоторых группировок, обученных ЦРУ".
"ЦРУ приняло меры в противовес российскому вмешательству и направило своим "доверенным силам" несколько сотен дополнительных ракет типа TOW", - говорится в статье. В октябре некий командир повстанцев, пожелавший остаться анонимным, говорил, что его группировка может получить сколько угодно ракет.
Но российские огневые средства взяли верх над повстанческими группировками на севере, пишет газета, поясняя, что это произошло в начале нынешнего года.
"ЦРУ продолжало поставлять оружие, но его оказалось слишком мало перед лицом российского наступления", - говорится в статье.
Неравенство сил острее всего ощущается в последние несколько месяцев, при осаде районов Алеппо, подконтрольных повстанцам.
Командиры повстанцев утверждают, что приток иностранных вооружений, которые нужны для прорыва осады, замедлился.
"В битве за Алеппо мы тратим большую часть наших вооружений", - сказал Мустафа аль-Хуссейн из "Сукур аль-Джабаль", одной из группировок, которые поддерживает ЦРУ. По его словам, поставки оружия замедлились за последние 3-4 месяца. "Теперь мы стреляем, только когда это срочно необходимо", - сказал он.
По словам повстанцев и экспертов, самое опасное - риск перекрытия путей снабжения из Турции, крайне важных для повстанцев, которых поддерживает ЦРУ.
"США делают лишь то, что может задобрить их союзников и партнеров, и утверждают, будто что-то делают, но не стремятся сделать то, что требуется для изменения ситуации на поле боя", - говорит Эмиль Хокайем (International Institute for Strategic Studies).
Газета полагает, что Путин добился многих из своих масштабных целей: укрепил режим Асада, сохранил доступ к российской базе ВМФ в Сирии, воспользовался этой страной как испытательным полигоном для новейшей военной техники.