Доротея Шмид: "Анкара становится неявным вассалом Москвы" - «Иностранная пресса»
Марк Семо | Le Monde
Корреспондент Le Monde Марк Семо взял интервью у Доротеи Шмид, ответственной за программу "Турция - Ближний Восток" во Французском институте международных отношений (IFRI).
По мнению эксперта по Турции, вторжение, начиная с 24 августа, турецких войск в Сирию с одобрения Москвы знаменует переломный момент в региональной политике президента Эрдогана.
"Несомненно, это поворотный пункт для Турции, однако еще слишком рано для понимания, станет ли он поворотным в войне в Сирии. Начиная с установления республики на обломках Османской империи после Первой мировой войны, культура турецкой армии призывает ее к невмешательству за пределами своих границ", - утверждает Доротея Шмид.
И продолжает: "Военная демонстрация турок в Сирии является результатом: Турция целое десятилетие стремилась утвердиться на Ближнем Востоке в качестве "мягкой силы", и попутно она поняла, что ее статус державы также зависит от ее способности к сдерживанию и к боевым действиям".
"Прежде всего встает вопрос о способности Турции осуществлять подобную операцию в то время, когда ее армия переживает кризис", - считает эксперт.
"Вооруженная интервенция также является захватом Турцией автономии по отношению к НАТО, даже если, так или иначе, Анкара получила на это зеленый свет от американцев. Страны-члены альянса сплотились, чтобы подтвердить свою солидарность с Турцией в любом случае. Что же будет теперь, когда она перебрасывает свои силы через границы, становясь прямым военным участником сирийского конфликта? Для подобной операции необходимо было и согласие Москвы, которая контролирует сирийское небо, в частности в этой зоне", - говорится в статье.
"Расширение антикурдских операций Турции за пределы ее территории ставит администрацию Обамы перед противоречиями. Последует ли за ударом по крупнейшей курдской партии "Демократический Союз" (PYD) в Сирии удар и по Рабочей партии Курдистана (PKK) внутри страны, даже если считать, что эти две организации связаны между собой? - считает эксперт. - Борьба против РКК, которую ведет Анкара в Турции с 1984 года, расценивается ее союзниками как полицейская операция, нацеленная на организацию, признанную террористической Евросоюзом и США".
"Возникает ощущение, что для турецких властей любая курдская оппозиция - легальная или нет - собирается под вывеской "РКК", в то время как это целая мозаика различных реальностей и интересов. Анкаре не удалось убедить в своих взглядах ни своих традиционных союзников, таких как США и НАТО, ни своих новых российских друзей", - сообщает Le Monde.
"Имеет место поворот на 180 градусов, начатый даже до встречи 9 августа в Санкт-Петербурге между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным, даже если оба главы государства не всегда согласны друг с другом по поводу судьбы сирийского президента Башара Асада", - сообщает газета.
"Путин ведет более долгосрочную региональную стратегию, чем Эрдоган. Он принимает турецкие инициативы в Сирии, поскольку они его не сильно беспокоят. Он хочет, чтобы турки стали еще большими его должниками. Он держит руку на пульсе, не втягиваясь в ситуацию, и всегда сможет потребовать отчета позднее", - уверяет Шмид.
"Между тем он им позволяет создать маленькую зону безопасности на севере Сирии, куда американцы никогда не стремились ввязываться. Я ощущаю некую неявную вассализацию Анкары по отношению к России, но для Турции при этом речь, тем не менее, не идет о пересмотре альянсов", - полагает эксперт по Турции.
"Курды были использованы коалицией, в первую очередь американцами, как военная подмога (против "Исламского государства" (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.)), но они исторически остаются переменной величиной в урегулировании. Страны Запада предпочли закрыть глаза на особую политическую программу сирийских курдов, поскольку считают, что их проект никогда не буден осуществлен. Тем более никто не верит в отделение курдов от Турции. Единственное место, где функционирует курдская автономия, это север Ирака, где, в конечном счете, все вполне благополучно", - пишет газета.
"В реальности сирийская война очень сложна и начисто лишена романтики. И международные цели выходят далеко за рамки вопроса о будущем курдов. Для Евросоюза, например, приоритетом является заблокировать поток беженцев. Американцы, в свою очередь, нацелены добиться отступления "Исламского государства".
Роль сирийских курдов, таким образом, не столь важна, и это при том, что рост их могущества создает проблемы для турецкого союзника", - считает Доротея Шмид.