Главный разведчик Ирана - современный Карла, злой гений из романов Джона Ле Карре - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Инопресса » Главный разведчик Ирана - современный Карла, злой гений из романов Джона Ле Карре - «Иностранная пресса»
Главный разведчик Ирана - современный Карла, злой гений из романов Джона Ле Карре - «Иностранная пресса»
Майкл Вейсс | The Daily Beast Касема Сулеймани называют Кайзером Созе (мифический гангстер из фильма "Подозрительные лица". - Прим. ред.). "Это прозвище самый влиятельный на Ближнем Востоке шпион заслужил среди региональных воротил и арабских должностных лиц, вероятно, потому, что никто, кроме них,

Майкл Вейсс | The Daily Beast


Касема Сулеймани называют Кайзером Созе (мифический гангстер из фильма "Подозрительные лица". - Прим. ред.). "Это прозвище самый влиятельный на Ближнем Востоке шпион заслужил среди региональных воротил и арабских должностных лиц, вероятно, потому, что никто, кроме них, никогда о нем не слышал", - говорится в статье Майкла Вейсса для The Daily Beast.

Сулеймани возглавляет "Аль-Кудс" - напоминающее ЦРУ ответвление "Корпуса стражей исламской революции" (КСИР) - и руководит сразу четырьмя странами: Ливаном, Сирией, Ираком и Ираном.

"Сирийская армия никчемна", - заявил как-то Сулеймани. Действительно, вооруженные силы Башара Асада превратились в полумертвого нанимателя "Хизбаллы", "Аль-Кудс" и 150-тысячной группировки шиитских и алавитских ополченцев, завербованных по всему Ближнему Востоку, от Афганистана до Ливана, на деньги Тегерана. "Крупномасштабное мероприятие по превращению дрогнувших арабских армий в шовинистическую силу для подавления восстаний, получила название "Операция "Сулеймани", - говорится в статье.

По мнению Вейсса, прозвище Кайзер Созе не отражает всю геополитическую значимость Сулеймани и его умение перехитрить изможденную сверхдержаву: "Более уместным архетипом хитрого разрушителя планов Запада будет еще один макиавеллиевский злодей из массовой культуры - Карла, глава советской разведки из произведений Джона Ле Карре, чьи обстоятельства в книгах здорово напоминают сегодняшнюю реальность".

Ле Карре не дает Карле слова в своих романах. Другие персонажи пересказывают его слова и рассказывают истории о его жизни и мастерстве. То же самое, с известными оговорками, относится и к иранскому разведчику: "ни одному западному журналисту не удалось поговорить с Сулеймани".

Главное отличие Сулеймани от Карлы заключается в том, что у Карлы есть достойный соперник - Джордж Смайли.

"Карла не может быть непотопляемым, потому что он фанатик. И в один прекрасный день, если мне удастся этим воспользоваться, эта неумеренность приведет его к краху", - говорит Смайли в романе "Шпион, выйди вон".

Иранский "Карла" вступил в КСИР в первые дни Исламской революции Хомейни, и его первое достижение определило всю его дальнейшую карьеру: он помог подавить восстание курдов на северо-западе страны, используя те же методы, которые так пригодятся ему 30 лет спустя, когда он будет помогать Асаду вернуть захваченные Свободной сирийской армией (ССА) Кусейр и Хомс. Во время ирано-иракской войны Сулеймани прославился разведывательными рейдами в тыл врага, говорится в статье.

Истощенные войной с Ираком бойцы КСИР были открыты для вербовки американскими разведслужбами. "Встречалось несколько типов гвардейцев, -вспоминает бывший офицер ЦРУ Рёэл Марк Герехт: - были верующие, а были те, кто приходил отдыхать, выпивать и развратничать. Были сломанные и перегоревшие парни с пустыми глазами. А были ребята с горящим взглядом, которым не терпелось вернуться на фронт. Я бы отнес Сулеймани к этой последней категории".

По свидетельству бывшего посла США в Ираке Райана Крокера, Сулеймани "ходит в мечеть время от времени": "Им движет не религия, а национализм и любовь к борьбе".

"Другими словами, Сулеймани - фанатик, но его неумеренность продиктована не исламистской горячностью, а желанием расширить региональную гегемонию Ирана от Персии до Газы и положить конец Pax Americana, царившему на Ближнем Востоке 80 лет", - констатирует журналист.

Сулеймани с Карлой даже внешне похожи. Смайли в романе говорит, что Карла выглядит "как молодой старичок": "Такой благопристойный молодой старичок. Он бы очень здорово мог сойти за священника: в маленьких итальянских городках частенько попадаются такие священники в стареньком, поношенном одеянии. Маленький и жилистый, волосы с проседью, ясные карие глаза, все лицо в мелких морщинках".

"У Сулеймани седые волосы, морщинистое лицо и ухоженная черная с проседью борода, - сообщает автор статьи. - Роста он также невысокого. Существует известная фотография, на которой он сидит, слегка склонив голову на бок: если убрать военную форму, мог бы сойти за учителя или имама, разглядывающего очень одаренного или бездарного ученика".

Подобно тому, как Карла использовал "крота" Билла Хейдена, чтобы через британскую разведку подобраться к США, Сулеймани умело манипулировал американской политикой через Багдад: "Иран последние 10 лет путал или предопределял планы США на Ближнем Востоке, теперь он хочет более решительно определить их на следующее десятилетие", - продолжает автор статьи.

Неслучайно сейчас со всех сторон слышны активные призывы в адрес Вашингтона заключить союз с Тегераном для победы над "Исламским государством Ирака и Леванта" (ИГИЛ).

"Истощение супердержавы, усталость от войн и изоляционизм привели нас к этому, однако Сулеймани умело подогревал эти чувства. Подкупом, уговорами, убийствами, обманом и лестью он превратил Америку в потребителя охранных услуг Исламской республики в Леванте и Месопотамии. Если он добьется своего, беспилотники США вскоре будут прикрывать с воздуха его армии в Мосуле и Тикрите", - предрекает Вейсс.

В книге "Команда Смайли" главный герой говорит, что есть "два Карлы". Первый - "Карла-профессионал, который настолько владеет собой, что при необходимости готов ждать десять лет, пока операция принесет свои плоды, а в случае с Биллом Хейденом - двадцать; Карла - старый шпион, прагматик, готовый понести десяток потерь ради одного большого выигрыша".

"За годы до того, как первые американские танки въехали в Багдад в 2003 году, у Сулеймани уже была сеть агентов и посредников в стране", - пишет Вейсс. 20% боевых потерь американской армии в Ираке были вызваны действиями его агентов.

В 2008 году Сулеймани отправил СМС-сообщение на номер президента Ирака Джалала Талабани, однако предназначалось оно генералу Дэвиду Петреусу. "Дорогой генерал Петреус, вам следует знать, что я, Касем Сулеймани, отвечаю за политику Ирана в Ираке, Ливане, в Газе и Афганистане, - говорилось в послании. - Да, посол в Багдаде служит в "Аль-Кудс". Тот, кто придет ему на смену, тоже будет служить в "Аль-Кудс".

Двумя годами ранее, в ходе второй Ливанской войны, он направил похожее сообщение командованию американских сил в Багдаде, страдавших от непрерывных атак: "Надеюсь, вы насладились миром и спокойствием в Багдаде. Я был занят в Бейруте!"

Сулеймани вовсю использует Ирак для финансирования своей деятельности. По сведениям журналиста, премьер-министр Ирака Нури Аль-Малики ежедневно выделяет на финансовые нужды "Аль-Кудс" средства от продажи 200 тыс. баррелей нефти - около 20 млн долларов.

В итоге оказалось, что Смайли заблуждался насчет Карлы. Его сгубил не фанатизм, а его второе я, "другой Карла - Карла с человеческим сердцем, Карла с человеческим изъяном, Карла одной большой любви", напоминает Вейсс.

Карла взял в любовницы спасенную им в разоренной войной деревне девочку, которая впоследствии стала проявлять "антисоветские наклонности". В конечном итоге он был вынужден от нее избавиться, однако у него осталась дочь Татьяна, страдающая шизофренией. Крала определил ее на лечение в Швейцарию, что и предопределило его крах.

Что же известно о семье Сулеймани? "У него пятеро детей - три сына и две дочери, одна из которых, Наргиз, живет в Малайзии и является источником проблем, ибо "отклоняется от путей ислама", говорится в статье. "Будущая "Татьяна"? - гадает журналист. - Возможно. Но гораздо проще представить, что Сулеймани случайно убьет ракетой Hellfire, выпущенной по силам ИГИЛ".

"Перед Смайли была не скотина, которую он так мастерски преследовал, не невежественный фанатик, не автомат. Перед ним маячил человек, чье крушение, если Смайли решит довести дело до конца, произойдет не из-за чего-то зловещего, а из-за чрезмерной любви, слабости, которую изведал и сам Смайли в своей сложной и запутанной жизни", - писал Ле Карре в романе.

"Другими словами, победа Смайли - результат человеческого фактора в разведке, который в итоге значит гораздо больше, чем взломанные коды, перехваченные письма и прослушки, не говоря уже о метаданных. Именно человеческого фактора Соединенным Штатам больше всего недостает на современном Ближнем Востоке", - делает вывод Вейсс.

Источник: © The Daily Beast

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!