Отпущен, но не оправдан - «Иностранная пресса»
Ян Фридман | Der Spiegel
Бывшему надзирателю концентрационного лагеря Джону Демьянюку уже не грозит попасть за решетку. Высший земельный суд Мюнхена осудил его на пять лет тюрьмы, но одновременно отпустил из-под стражи. И хотя это освобождение вызвало критику, оно всего лишь соответствует положениям закона, пишет Ян Фридман на сайте журнала Der Spiegel.
Подзащитный сперва вообще ничего не понял, когда его адвокат Буш прокричал радостную весть: "Ты свободный человек". Демьянюк очень стар, и нет опасности, что он сбежит, заявил судья Ральф Альт. Не имея гражданства, осужденный не может покинуть Германию. После почти двух лет предварительного заключения дальнейшее лишение свободы для 91-летнего осужденного представляется неадекватной мерой.
Как заявила при этом пресс-секретарь суда Маргарете Нётцель, "решение принималось без учета моральных или политических соображений". Целью судебного процесса было отправление правосудия в конкретном случае, а не переработка немецкой истории".
Итак, Демьянюк выигрывает от закона, который был бы применен к любому осужденному в его возрасте. Принять во внимание символическое значение процесса суд не мог. При этом, однако, сохраняется возможность, что этот уроженец Украины все же должен будет провести оставшиеся три года за решеткой - если приговор вступит в законную силу. Но конкретно это может затянуть адвокат осужденного Ульрих Буш, подав кассационную жалобу. Рассмотрение может продлиться год или даже более. Не исключено, что за это время здоровье Демьянюка ухудшится. Тогда следующая инстанция лишь окончательно констатирует, что он не подлежит тюремному заключению.
По словам адвоката Ульриха Буша предстоит также заняться вопросом возвращению Демьянюка в США, где проживает его семья. Однако США вряд ли пойдут на это, поскольку лишили его гражданства за предоставление ложных сведений при въезде в страну.
Сын Демьянюка Джон-младший отверг приговор суда. "Мой отец почти 70 лет страдал от немецкой жестокости", - пишет он. Немцы использовали этот процесс для того, чтобы показать всему миру, что "Германия не виновата", в то время как немецкие "дома престарелых полны истинными преступниками".
Однако мюнхенский суд очень внятно дистанцировался от более ранних приговоров немецких судов, вынесенных бывшим эсэсовцам: в оценке этого случае они не сыграли никакой роли. Тем самым было дано понять, что не срабатывает прежняя стандартная аргументация, используемая нацистскими палачами - якобы они лишь исполняли приказы, поскольку неповиновение представляло угрозу их собственной жизни. "Осужденный был частью механизма уничтожения", т.е. был соучастником, подчеркивается в приговоре.
И это, возможно, важнейший аспект мюнхенского приговора, полагает автор. Он выходит за рамки дела Демьянюка и спора, насколько правильным было его освободить. Возможно, это еще не последний процесс такого рода и поиск других нацистских палачей - как иностранных, так и немецких - продолжится.