Ирак: ООН пригрозили 500-килограммовой бомбой - «Иностранная пресса»
Ален Кампиотти | Le Temps
Нужно было, чтобы иракцы погибли у Ворот Убийц. Нужно было, чтобы 500-килограммовая бомба вырыла могилу для тех из них, кто сотрудничал с оккупантами. Ведь именно так, "Воротами Убийц" американцы, желая бросить вызов поверженному диктатору, окрестили КПП возле бывшего дворца Саддама Хусейна, в котором они устроили свой штаб. В воскресенье утром взрыв машины, за рулем которой находился смертник, привел к такому же количеству жертв, что и теракт 19 августа, совершенный против представительства ООН в Багдаде: тогда в результате взрыва погиб Сержиу Виейру ди Меллу, но большинство жертв составляли иракцы. Двумя месяцами позже ООН, как того и добивались партизаны, ушла из Ирака. Воскресное "послание" прозвучало недвусмысленно: ООН не должна возвращаться. Между тем, именно об этом Пол Бремер, который в четверг покинул свой штаб, превращенный в крепость, только что попросил в Нью-Йорке Кофи Аннана.
В понедельник Генеральный секретарь сам созвал совещание, которое выглядит как свидетельство возвращения ООН к иракскому вопросу. Делегация оккупационной державы во главе с Бремером, прибыла в Нью-Йорк в сопровождении представителей Временного управляющего совета Ирака. Сегодня пополудни нынешний председатель Совета, 80-летний суннитский дипломат Аднан Пачачи, выступит на заседании Совета Безопасности, которое пройдет за закрытыми дверями.
Приглашение от Кофи Аннана было вызовом Вашингтону. 15 ноября США обнародовали свой план передачи власти переходному правительству после принятия временной конституции и созыва законодательного собрания (также переходного), депутаты которого будут избраны нотаблями 18 провинций страны. Была назначена и дата передачи власти - 30 июня. Это вполне устроила бы будущего кандидата Джорджа Буша: перед ноябрьскими президентскими выборами нужно убедить избирателей, что Америка начинает выбираться из иракского болота.
Однако американский план не содержал даже малейшего намека на возможную роль ООН. Это был очередной афронт для организации, тем более нетерпимый в глазах ее Генерального секретаря, что одновременно Вашингтон уговаривал ООН вернуться в Багдад, чтобы поддержать процесс передачи власти. Кофи Аннан выдвинул свои условия: он потребовал, чтобы представители коалиции и их иракские протеже приехали в Нью-Йорк, чтобы роль ООН была наконец прояснена, и чтобы организация получила гарантии безопасности - последние после вчерашнего инцидента приобретают дополнительный вес. Ибо после августовской трагедии в ООН крепко задумались о характере той миссии, которую возглавлял в Багдаде Сержиу Виейра ди Меллу: не состояла ли она лишь в том, чтобы предоставить алиби оккупантам? Не вызвала ли ООН огонь на себя, оказавшись в этой двусмысленной ситуации?
Американцы поначалу заупрямились, но в конце концов согласились приехать ан встречу с Кофи Аннаном: ведь теперь это они выступают в роли просителей. Их план, не успев вступить в стадию осуществления, уже "дал течь". Аятолла Али Систани, являющийся верховным авторитетом для шиитского большинства, все настойчивее требует проведения свободных выборов. Он отвергает систему кооптации депутатов в провинциях, с помощью которой Бремер надеется получить репрезентативный и умеренный парламент. Религиозному деятелю приходится давать оккупантам уроки демократии. Американцы боятся, что в результате выборов контроль над страной перейдет в руки мощной шиитской исламистской группировки и ветеранов баасистского режима. Поэтому они говорят, что в условиях нынешней нестабильности в Ираке провести всенародные выборы невозможно. Однако за десять месяцев они ничего не сделали, чтобы подготовить их проведение.
Готов ли аятолла Систани на уступки? Судя по толпам манифестантов, которые он выводит на улицы с прошлой недели - вряд ли. Однако он заявил, что если ООН сама объявит выборы невозможными, он согласен обсудить другой вариант. Кофи Аннан направил ему письмо, в котором написал, что склоняется именно к такому мнению. Шиитский лидер послание не принял. Он считает, что генсек написал его под давлением американцев, и требует отправки в Ирак миссии ООН, которая оценила бы ситуацию на месте.
Перед прибытием в Нью-Йорк Пол Бремер сделал остановку в Вашингтоне, чтобы обсудить с президентом и его советниками вопрос об уступках, на которые могли бы пойти США. Вашингтон настаивает на дате 30 июня (почему - смотри выше). Что касается всего остального, то он не против переговоров с аятоллой - будь то через Кофи Аннана или, еще лучше, через его нового помощника Лахдара Брахими, прошедшего "закалку" в Афганистане.
Но шииты - это еще не все. В последнее время коалиции бросают вызов и курды. Почти так же, как и американцы, они опасаются шиитского засилья, при котором они попадут в положение меньшинства. Курды добиваются гарантии автономии для своего этнического анклава на севере страны, к которому хотят присоединить Киркук с го нефтяными месторождениями. Они также требуют изгнания арабов, которых Саддам Хусейн поселил на исконно курдских, как они считают, землях. Эти максималистские требования не может принять никто - ни шииты, ни американцы, ни турки, ни сирийцы, ни сама ООН.