Американская политика довела арабскую душу до кипения - «Иностранная пресса»
Натан Гардельс | Die Welt
Ближний Восток может в любой момент вспыхнуть, считает бывший американский советник по безопасности Бжезинский.
- Аднан Пачачи, ведущий член Управляющего совета Ирака недавно заявил, что осада Эль-Фаллуджи после убийства американских граждан и надругательства над их трупами напоминает коллективное наказание для всех иракцев. Это примечательно уже потому, что это говорит представитель органа, поддерживаемого американцами. К тому же, последние события в Ираке все больше напоминают конфликт между израильтянами и палестинцами. В чем заключаются параллели и опасности, присущие двум этим конфликтам?
- Параллели, к сожалению, особенно в том, что касается опасностей, действительно бросаются в глаза. С точки зрения иракцев, американская оккупация все больше и больше напоминает то, что они наблюдают на Западном берегу и в секторе Газа. А палестинцам кадры, приходящие из Ирака, напоминают то, что они пережили при Ариэле Шароне. Для многих людей на Ближнем Востоке эти две оккупации слились в один всеохватывающий конфликт.
Быть может, в обоих случаях люди искаженно воспринимают действительность, но это восприятие очень сильно заряжено эмоциями. В политике чувства и личные ощущения являются частью реальности, поэтому их нельзя просто игнорировать.
Если США не будут следить за этим, то в конце концов превратятся в главного врага всего арабского мира, а затем постепенно - и всего мусульманского мира.
Это будет катастрофой для США, а также для Израиля, которого защищает Америка.
- В течение года после американского вторжения в Ирак произошли теракты в Мадриде, Стамбуле, Касабланке. В самом Ираке в заложники брали японцев, корейцев и даже китайцев, не говоря уже о восстании иракцев против американской оккупации. Мир сегодня стал более или менее безопасным, чем год назад?
- Весь Ближний Восток готов вспыхнуть. Американская политика довела до кипения арабскую душу. Враждебность мусульман по отношению к США усилилась. Одновременно США изолировались от своих важнейших союзников, прежде всего от европейцев. Тем самым мир сегодня стал менее безопасным. Риск терактов против США возрос. Нам всем грозит большая опасность.
- Как вы считаете, выход есть?
- Выходом было бы, если бы США занимались вопросами мира в регионе серьезно и настойчиво, не опираясь при этом исключительно на силу, как нынешнее американское правительство. В том, что касается стабилизации Ирака, США должны плыть в одной лодке с ООН и европейскими союзниками.
Это, в свою очередь, позволит умеренным мусульманским государствам, таким, как Марокко или Пакистан, направить в Ирак миротворческие войска. Только тогда можно будет избавиться от впечатления, что война ведется против ислама. Одновременно США вместе с ООН и европейцами должны всерьез попытаться выработать ясное и взвешенное предложение по решению палестино-израильского конфликта.
- Вместо этого Вашингтон одобряет политику Ариэля Шарона, которая заключается в том, чтобы добиться мира при помощи оружия, не обращая внимания на палестинцев...
- Такой мир не будет иметь не только международной поддержки, но и легитимности в регионе. США не смогут подготовить почву для справедливого решения израильско-палестинского конфликта, решения, которое пользовалось бы и поддержкой международного сообщества. Когда Шарон собирается односторонне делить Западный берег и при этом находит поддержку у Америки, это ведет к перманентному конфликту и мировой изоляции США.
Как я уже сказал, израильско-палестинский конфликт и американская оккупация Ирака связаны между собой. Если США спешно уйдут из Ирака, в то время как бои в Палестине будут продолжаться, всякое новое иракское правительство будет как антиамериканским, так и антиизраильским.
- Вашингтон говорил и продолжает говорить, что занимается освобождением Ирака. Однако разве присутствие американцев в Персидском заливе, не одобренное ООН, не должно казаться иракцам провокацией?
- При таком подходе к вопросу со стороны Вашингтона это было неизбежно. Лучше бы администрация Буша после захвата Багдада занялась всей совокупностью ближневосточных проблем, и прежде всего израильско-палестинским конфликтом. Быть может, в этом случае сегодня все было бы по-другому.
Вместо этого США потеряли целый год, в течение которого они могли бы развивать мирный процесс, - и все это время росло негодование, а с обеих сторон многие невинные граждане погибли. В результате США в регионе воспринимают не как беспристрастного и доброжелательного посредника, а как оккупационную власть (в Ираке) и поборника израильской оккупационной политики.