Российские компании торопятся вернуться в Иран после отмены санкций - «Иностранная пресса»
Эндрю И.Крамер | The New York Times
На большом заводе по производству труб в Волгограде на стенах висят репродукции картин Мондриана, Малевича и Магритта, пишет корреспондент The New York Times Эндрю И.Крамер. "Один из крупнейших акционеров компании, коллекционер работ сюрреалистов, говорит, что искусство расширит кругозор инженеров и раскроет творческий потенциал рабочих", - поясняет он.
Комментарии на выставке, иронизирует журналист, доходят до экзистенциальных дебатов с шекспировским привкусом: "Труба или не труба?" Подходящий вопрос для владельца завода, "Трубной металлургической компании", крупнейшего поставщика труб для нефте- и газодобывающих предприятий".
Подобно многим другим игрокам в нефтяном секторе, "Трубная металлургическая компания", сокращенно ТМК, несет убытки из-за низких цен на энергоносители. В то время как цены на нефть упали до 29 долларов за баррель, ТМК уходит с американского и других рынков.
"Однако ТМК утверждает, что она имеет преимущество на практически неосвоенном рынке - в Иране. У этой страны хорошие политические отношения с Москвой, а теперь есть десятки миллиардов долларов размороженных денег шахских времен, которые могут быть потрачены на нефтяную инфраструктуру. В советскую эпоху ТМК была ведущим поставщиком труб в Иран", - говорится в статье.
"Российские компании в целом готовятся вернуться в Иран", - пишет Крамер, упоминая в этой связи "Сухой", "АвтоВАЗ", "Газпром", "Лукойл", буровую компанию "Евразия", "Татнефть".
"Как и другие страны, Россия видит возможности в стране, в которой давно не хватало капитала", - отмечает автор.
В Иране находятся вторые по величине на Ближнем Востоке запасы нефти (после Саудовской Аравии) и, по некоторым оценкам, крупнейшие в мире запасы природного газа. Еще до снятия санкций Иран подписал контракты на экспорт газа в Ирак и Пакистан.
Однако его промышленности не хватает труб для поставок этого газа, поскольку компании удручающе мало инвестировали в инфраструктуру в период санкций. ТМК утверждает, что она находится в выгодном положении для обеспечения большей части этого бизнеса, говорится в статье.
Однако, замечает Крамер, Россия сталкивается с трудностями, готовясь к вступлению на иранский рынок.
На фоне ее собственных санкций, наложенных Западом из-за украинского конфликта, и низких цен на нефть российская экономика страдает, и компании с трудом мобилизуют капитал. "Это может осложнить для таких компаний, как "Лукойл" и "Газпром", доходы которых снижаются, немедленное возобновление производственных соглашений с Ираном", - пишет журналист.
"Общее настроение по-прежнему настороженное", - отмечает аналитик инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" Ильдар Давлетшин. Низкие цены на нефтяном рынке оказывают огромное давление на бюджеты российских нефтяных компаний.