Причудливая приватизация "Башнефти" - «Иностранная пресса»
Беньямин Трибе | Neue Zürcher Zeitung
Растущая дыра в бюджете приводит в России к такой "приватизации", которая является полной противоположностью этого слова, пишет обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Беньямин Трибе об опубликованном в четверг указе правительства о покупке государственной "Роснефтью" более мелкого конкурента "Башнефть", который также частично контролируется государством и находится в списке компаний-претендентов на приватизацию. Идея еще в прошлом вызывала немало споров.
Даже "во времена дорогой нефти Москве тяжело давалось сокращение господства государства в экономике, потом условия ухудшились", отмечает автор. Но при низкой цене на нефть российский бюджет страдает, в текущем году сокращение ВВП, по оценкам, составит 3,7%.
"Роснефть", как говорится далее, всегда была заинтересована в покупке "Башнефти", но сама возможность участия концерна в приватизации вызывала немало споров в кремлевских кругах. Руководитель "Роснефти" Игорь Сечин считается близким приближенным Владимира Путина, напоминает автор.
С помощью нынешней схемы государство не только "не ослабит свой контроль над стратегически важной нефтяной отраслью, но и получит деньги в бюджет, - возможно, даже больше, чем заплатили бы иностранные или частные концерны вроде "Лукойла", который был вторым заинтересованным покупателем", подчеркивает Трибе. Всего, согласно указу, "Роснефть" выплатит до 330 млрд рублей.
Между тем "Башнефть" стала преимущественно государственной только в 2014 году, после того как главный акционер, миллиардер Владимир Евтушенков попал в поле зрения следователей и отказался от своих долей. Уже тогда пошли "слухи, что за непрозрачной национализацией стоит глава "Роснефти" Сечин, который впоследствии захочет присоединить "Башнефть" и поквитаться с Евтушенковым", говорится в статье. Многие эксперты говорили о "втором ЮКОСе" - по образцу разгромленного почти 10 лет назад нефтяного концерна Михаила Ходорковского, чьи важнейшие производственные мощности забрала себе как раз "Роснефть".