Рецессия свела на нет успехи России в борьбе с бедностью - «Иностранная пресса»
Беньямин Трибе | Neue Zürcher Zeitung
"Российская экономика слишком медленно выбирается из рецессии", - пишет экономический обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Беньямин Трибе. Так, в первом квартале нынешнего года сокращение ВВП по сравнению с прошлогодними показателями за тот же период еще составляло, по данным Росстата, 1,2%. В целом же за 2015 год ВВП сократился на 3,7%.
Не очень хорошо, как отмечает журналист, "обстоит дело и в кошельках россиян: хотя номинальная заработная плата в прошлом году и показала небольшой рост, из-за сильного подорожания реальные доходы сократились почти на 10%". И согласно российскому Минэкономразвития, небольшое снижение реальных доходов будет продолжаться и в 2016 году.
"Потеря покупательской способности ставит под сомнение экономическую модель, на которой основана политическая популярность президента Владимира Путина", - подчеркивает Трибе, напоминая, что перераспределением доходов от продажи нефти Путин в свой первый президентский срок положил начало потребительскому буму. Благодаря этому "россияне вчера жили за счет завтра: с 2003 по 2013 год рост реальных доходов почти всегда превышал увеличение продуктивности труда - 17% против 8%". Но теперь эти времена в прошлом.
В результате в стране растет число сообщений о невыплатах заработных плат, в том числе на кризисном "АвтоВАЗе" и металлообрабатывающих и автомобильных заводах на Урале. Официальное освещение рабочих протестов в России достаточно скудно, однако даже исследования социологов, среди которых - санкт-петербургский "Центр независимых социологических исследований", указывают на явно растущую тенденцию и насчитывают от 156 до 409 забастовок в прошлом году. Даже государственная статистика указывает на самый высокий уровень протестов с 2008 года.
"Тем не менее, рабочие протесты не носят в России массового характера, что объясняется страхом перед увольнением", - продолжает Трибе, отмечая, что эти опасения вполне оправданны для российских моногородов. Также некую роль в этом играют правовые барьеры для забастовок, слабость профсоюзов и отсутствие координации между отраслями на межрегиональном уровне. В итоге протесты носят спонтанный, локальный и редко всероссийский характер.
"В результате получается, что для многих работников в России потеря части доходов стала чем-то вроде бартера, ведь таким образом они сохраняют свою работу", - заключает Трибе, добавляя, что российские фирмы традиционно предпочитают сокращать платежи, а не кадры.
Между тем в кризис, как напоминает Neue Zuercher Zeitung, больше всего страдают бедные слои населения, будь то из-за потери работы или сокращения доходов. В апреле Всемирный банк отметил, что рецессия свела на нет все достигнутые успехи России в борьбе с бедностью. Теперь Всемирный банк ожидает роста уровня бедности в стране с 13,4% до 14,2%, что составит 20,3 млн человек в нынешнем году. Таким образом "за чертой бедности окажется больше россиян, чем во время глобального финансового кризиса. В 2012 году их доля составляла всего 10,7%".