Фейк Марии Захаровой: высланные из России европейские дипломаты сознательно нарушили российские законы - «Антифейк»
Представитель МИДа Мария Захарова на брифинге обвинила высланных из России дипломатов в сознательном нарушении российских законов. В принципе, статья 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях позволяет высылать дипломатов и без подобных публичных заявлений: Государство пребывания может в
Представитель МИДа Мария Захарова на брифинге обвинила высланных из России дипломатов в сознательном нарушении российских законов. В принципе, статья 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях позволяет высылать дипломатов и без подобных публичных заявлений:
Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.
Тем не менее Захарова зачем-то решила объявить о мотивах высылки на брифинге. Получилось не слишком убедительно:
Последние недели были отмечены рядом дипломатических скандалов, в том числе неприглядной ролью дипломатов нескольких государств, уличенных в прямом вмешательстве в дела нашего государства, действиях, несовместимых с деятельностью дипломатов и идущих в разрез с Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Поэтому они были высланы. В этой связи хотела бы рассказать об исторической и правовой подоплеке данного сюжета.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (пункт 1 статьи 41) и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (пункт 1 статьи 55), как и абсолютное большинство двусторонних консульских конвенций, включая Консульскую конвенцию между СССР и Швецией 1967 г. (статья 27) и Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Республикой Польша 1992 г. (статья 29), содержат положение о том, что все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны, без ущерба для их привилегий и иммунитетов, уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Упомянула Швецию и Польшу не потому, что таких конвенций у нас только две, а потому, что речь идет о дипломатах из эти двух стран и ФРГ.
В комментарии Комиссии международного права ООН к проектам статей, которые легли в основу Венской конвенции 1961 г., „участие в политических кампаниях” приведено в качестве наиболее яркого примера вмешательства во внутренние дела, нарушающего нормы дипломатического права.
Публичные акции, имевшие место 23 и 31 января с.г. в Москве и Санкт-Петербурге, не были согласованы с органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации, как того требует Федеральный закон „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 19 июня 2004 г. Более того, организаторы этих акций публично и сознательно заявляли о том, что даже не собираются их согласовывать. Они говорили о том, что теперь это их тактика, и они делают это осознанно и намеренно. Соответственно, их участники, в том числе иностранные дипломаты и консульские должностные лица, прекрасно понимали, что идут на нарушение законов государства пребывания.
Был нарушен и запрет на проведение публичных мероприятий, временно введенный в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Указ Президента Российской Федерации № 316 от 11 мая 2020 г. „Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” дает полномочия по введению особого порядка на этот счет высшим должностным лицам субъектов Федерации. Указ Мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 г. запретил проведение на территории Москвы публичных и иных массовых мероприятий. Зарубежным дипломатам прекрасно известно об этом.
Таким образом, участие сотрудников генеральных консульств Швеции и Польши и Посольства ФРГ в прошедших 23 и 30 января акциях представляет собой не только вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, но и заведомое, сознательное неуважение законов и правил государства пребывания. Надеемся, что озвученная мной часть мотивации для принятия решения будет доведена до широкой западной аудитории теми средствами массовой информации на Западе, которые следят и активно комментируют этот сюжет.
Представители Польши и Швеции в качестве оправдания выдвигали аргумент о том, что их консульские должностные лица якобы действовали во исполнение возложенных на них служебных обязанностей. Участие в политических кампаниях в государстве пребывания не входит в число функций консульских должностных лиц (и дипломатических сотрудников), очерченных в применимых международных соглашениях. Выполнение иных функций возможно только если они не противоречат этим договоренностям, а также законодательству государства пребывания. В рассматриваемом случае имеет место прямое и явное противоречие и тому, и другому.
Эта позиция доведена до сведения Берлина, Стокгольма и Варшавы.
Дипломаты из Германии, Польши и Швеции действительно были на январских акциях в поддержку Алексея Навального. Но ничто не указывает на то, что дипломаты были их участниками: они не выступали с обращениями к собравшимся, не несли плакатов и баннеров, не скандировали лозунгов. В соответствии со своим дипломатическим статусом они присутствовали там как наблюдатели.
Статья 3 той же Венской конвенции определяет функции дипломатических представительств, в том числе такую:
… выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.
Молчаливое присутствие на акции, а также общение с ее участниками — еще не участие в политической кампании.
При чем здесь введенный на время пандемии запрет на проведение массовых мероприятий, понять совершенно невозможно. Запреты, введенные главами Москвы и Санкт-Петербурга, касаются именно проведения мероприятий, но не посещения их. Дипломаты не организовывали акции протеста, они их лишь посетили, выполняя свои обязанности согласно конвенции. Об этом, кстати, говорилось в пресс-релизе Европарламента, опубликованном за три дня до брифинга Захаровой:
Мы решительно осуждаем недавнее решение Российской Федерации выслать из страны трех дипломатов ЕС, соответственно, из Германии, Польши и Швеции. Высылка этих дипломатов абсолютно необоснованна и противоречит духу и букве Венской конвенции, которая недвусмысленно позволяет дипломатам всеми законными средствами выяснять условия и события в принимающем государстве и сообщать об этом правительству направившего их государства.
Поэтому мы настоятельно призываем Российскую Федерацию уважать международное право и отменить свое решение. Невыполнение этого решения стало бы еще одним сигналом о нежелании Российской Федерации уважительно относиться к добровольно взятым ею на себя международным обязательствам.
Это заявление европейских парламентариев Захарова проигнорировала.