«Небывалая инфляция в Китае» и «мерзопакостные НКО» — 4 фейка Лукашенко и Путина, озвученные на встрече в Санкт-Петербурге - «Антифейк»
13 июля в Санкт-Петербурге состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. Опубликован лишь девятиминутный фрагмент их разговора, но и в нем нашлось несколько утверждений, явно не соответствующих действительности.
1. О внешнем долге Белоруссии и кредитах
Владимир Путин :
Александр Лукашенко :
В действительности внешний долг Белоруссии быстро растет. В начале 2020 года госдолг составлял $17,1 млрд, после поражения Лукашенко на выборах и фальсификации итогов голосования он вырос до $18,1 к концу года (что вдвое выше золотовалютных резервов страны), и примерно на том же уровне сохраняется и сегодня, но только потому что Кремль финансово поддержал диктатора. В августе 2020 года Лукашенко сообщил, что договорился с Путиным о рефинансировании долга на $1 млрд:
Об итогах этих переговоров рассказала в сентябре Би-Би-Си: Россия предоставила Белоруссии даже не миллиард, а полтора. Белорусский политолог Александр Класковский так прокомментировал это сообщение:
Примерно половина внешнего долга государства приходится на Россию. Так что «надежный, стабильный партнер» стабильно находится на содержании у российских налогоплательщиков: вместо того чтобы отдавать долги, он получает новые кредиты на их рефинансирование.
2. О внешнеторговых партнерах Белоруссии
Александр Лукашенко:
По данным Минфина Белоруссии, в 2020 году на страны Евросоюза (без Великобритании, вышедшей из ЕС 1 февраля) пришлось 19,3% внешнеторгового оборота Белоруссии, а на Великобританию — еще 1,6%. Евросоюз, если считать все его страны в сумме, был вторым после России (47,9%) торговым партнером Белоруссии. Так что «немного» для Лукашенко — это пятая часть оборота.
3. Об инфляции в Белоруссии
Александр Лукашенко :
По данным Национального банка Белоруссии, в июне 2021 года базовая инфляция по отношению к июню прошлого года составила 10,1%. Для сравнения, в России в мае отмечена годовая инфляция на уровне 6,02% (самый высокий уровень за 5 лет), в США — 5%, в Евросоюзе — 2,3%. А в Китае в июне годовая инфляция составила всего 1,1%, причем цены на продовольственные товары снизились на 1,7%.
4. О «террористических» методах белорусской оппозиции
Александр Лукашенко:
Говоря об «атаках на жилье депутатов», Лукашенко имеет в виду один-единственный случай: нападение на дом резко критиковавшего оппозицию лидера Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича, якобы произошедшее в ночь с 10 на 11 июля. Гайдукевич заявил, что неизвестные бросили в его дом три бутылки с зажигательной смесью, из которых загорелась только одна, причем почему-то не в доме, а на автостоянке около него. При этом никто не пострадал, кроме кота, у которого, по словам Гайдукевича, «обгорел нос». Припаркованные машины тоже не пострадали.
О происшествии известно только со слов Гайдукевича и из заявлений правоохранительных органов. КГБ возбудил уголовное дело по статье «Акт терроризма». Об установлении подозреваемых не сообщалось, лишь сам Гайдукевич намекал, что они, возможно, известны следствию. Почему-то не опубликованы никакие фотографии следов возгорания на стоянке, лишь на минском портале «Млын» появилась фотография кошки (а не кота; по генетическим причинам трехцветный окрас бывает только у самок) с возможным следом какого-то легкого повреждения на носу. Никому не известно, действительно ли дом пытались поджечь.
На связь белорусских НКО и западных СМИ с сомнительным терактом до выступления Лукашенко никаких указаний не было, в заявлениях правоохранительных органов они не упоминались. Версия о причастности полутора тысяч НКО к одной попытке поджога дома, очевидно, понадобилась для обоснования будущей атаки белорусских властей на все независимые организации.