С места в Евросоюз: Украина приближается к членству в ЕС быстрее, чем балканские страны, но теперь ей предстоит перестроить институты власти - «Политика»
Евросоюз приступил к переговорам по поводу присоединения Албании и Северной Македонии к ЕС. Сама процедура включает такие этапы как подача заявки, получение статуса кандидата, переговоры, ратификация и интеграция. Статус кандидата эти страны получили в 2014 году и 2005 году соответственно. Куда быстрее первые два этапа прошла Украина. Евросоюз не скрывает, что такое стремительное наделение ее статусом кандидата — это скорее жест поддержки стране, сопротивляющейся российской агрессии. Теперь Украине предстоит провести множество политических, правовых и экономических реформ — и на это могут уйти годы. Пока что вступлению в ЕС препятствуют коррупция, проблемы с верховенством права, государственным управлением, демократией и продолжающийся военный кризис. Однако наделение этого государства статусом кандидата уже позволяет ему рассчитывать на кредиты, гранты в сфере науки и культуры и поддержку экономики.
Содержание
Особые условия в особое время
Необходимые реформы в Украине
От переговоров к действию
Интеграция во время войны
Украина — угроза для демократических идеалов ЕС?
Что получит Украина
Особые условия в особое время
До тех пор, пока Россия не вторглась на украинскую территорию, перспектива вступления Украины в Евросоюз была весьма призрачной. Но уже через несколько дней после начала войны, в конце февраля, Украина подала заявку на вступление в ЕС. Затем она заполнила специальный опросник — подробную анкету, которая дает представление об экономической, правовой и социальной обстановке в стране-претенденте. В начале мая Украина вернула заполненный опросник Еврокомиссии, а уже в середине июня было рекомендовано предоставить стране статус кандидата на вступление в ЕС. И спустя неделю, 23 июня, на саммите в Брюсселе лидеры стран Евросоюза единогласно утвердили этот статус для Украины.
По сравнению с другими странами — Украина молниеносно прошла первый этап. Например, у Албании путь к кандидатству занял 5 лет. Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в ЕС в 2016 году, но до сих пор не получила статус кандидата. Однако европейские лидеры уточняют, что только этот этап Украина смогла пройти быстро. Сейчас страна оказалась в зале бессрочного ожидания вместе с Албанией, Македонией, Черногорией и Сербией, которые стали кандидатами уже больше 10 лет назад.
Получение «кандидата» — первый официальный шаг на долгом пути вступления в Евросоюз. Но он не гарантирует, что в итоге государство примут в ЕС. Пребывание в этом статусе не ограничено по времени, а следующий этап переговоров не запускается автоматически. Сначала стране придется привести законодательство и уровень жизни к европейским стандартам, а затем согласовывать дальнейшие шаги. Например, Македония ждала второго этапа 15 лет. Турция до сих пор далека от переговоров о вступлении: подавая заявку в 1987 году, страна разделяла европейские ценности гораздо больше, чем нынешний, все более авторитарный режим Реджепа Эрдогана. Сегодня турецких политиков, запустивших процесс, уже нет в живых, а евроинтеграция страны заморожена на неопределенное время.
Получение «кандидата» — первый официальный шаг на пути вступления в Евросоюз. Но он не гарантирует, что в итоге государство примут в ЕС
Необходимые реформы в Украине
Еще в начале июня премьер-министр Италии Марио Драги заявил, что почти все крупные страны Евросоюза возражают против присуждения Украине статуса кандидата на вступление. Могло показаться, что речь идет о выражении политической воли. Но на самом деле слова Драги означают одно: Украина не удовлетворяет формальным требованиям — так называемым Копенгагенским критериям, — без которых следующие шаги невозможны. А так как неспособность следовать бюрократическим процедурам замораживает весь процесс, Евросоюз (опять же, впервые в своей истории) сопроводил присуждение статуса особыми условиями.
Украина не удовлетворяет формальным требованиям — так называемым Копенгагенским критериям — без которых вступление в ЕС невозможно
Свой путь в Евросоюз Украина начала еще 2014 году. Именно тогда страна подписала с ЕС соглашение об ассоциации и, как и многие, стала сразу подводить свое законодательство под европейские стандарты. С тех пор она приняла уже около 70% необходимых норм, а недавно еще и ратифицировала Стамбульскую конвенцию, международное соглашение Совета Европы о борьбе с гендерным и домашним насилием.
Однако теперь Украина обязана в сжатые сроки провести ряд тяжеловесных структурных реформ. В противном случае ее кандидатство будет отменено. Требования те же, что выдвигались ей до войны: в основном они направлены на то, чтобы усилить международный контроль за украинской правовой системой и внедрить демократические институты. Первое и второе требования касаются судебной реформы: отбор судей должен происходить при участии международных наблюдателей на основе не только их профессиональных качеств, но и беспристрастности. В рейтинге самых коррумпированных стран мира Украина занимает 122-е место из 180, поэтому третье условие — это усиление борьбы с коррупцией, особенно на уровне руководителей антикоррупционных институтов.
Далее необходимо обновить законодательство о борьбе с отмыванием денег, реформировать всю правоохранительную систему и принять закон против олигархии, которая традиционно оказывает сильное влияние на парламент и СМИ в Украине.
Следом идет обязательство адаптировать украинский закон о СМИ под аудиовизуальное законодательство ЕС и, наконец, привести закон о языках национальных меньшинств в соответствие с рекомендациями Венецианской комиссии. Украинскому правительству, особенно в период войны, будет сложно выполнить все эти требования, но последнее, вероятно, ждет наибольшее сопротивление. Оно предполагает право нацменьшинств, в том числе русских, свободно общаться и получать образование на родном языке. Подобные инициативы не встречали поддержки и до начала войны.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркивает, что все эти реформы необходимы самой Украине — ее демократии, экономике и гражданам. Это прекрасный предлог для того, чтобы модернизировать страну, ведь украинское правительство окажется под неусыпным контролем собственных избирателей и журналистов, а также западных партнеров. Возможно, со временем список требований даже расширится, но предметные переговоры с Евросоюзом могут начаться только после того, как Украина выполнит все свои обязательства. Предварительный срок для этого — конец года, хотя очевидно, что реальная оценка успехов Украины возможна только по окончании войны. Еврокомиссия отмечает, что никаких поблажек Украине не положено. Страна должна строго следовать протоколу и полностью отвечать всем стандартным критериям.
От переговоров к действию
Получив статус кандидата на вступление в Евросоюз, государство принимается за согласование так называемых дорожных карт — индивидуальной программы, по которой оно будет интегрироваться в блок. Только после этого наступает время официальных переговоров о вступлении — их старт снова должны одобрить все члены ЕС. Подготовительный период обычно занимает годы, и Еврокомиссия четко дала понять, что здесь Украине предстоит много работы.
Римскую империю, чьи правовые принципы переняла современная Европа, мало интересовало, какие этнические группы проживают в ее провинциях, на каком языке они говорят и какую религию исповедуют. Римлян заботило, чтобы в колониях соблюдались те же законы и процедуры римского права, что и в сердце империи. Евросоюз ставит во главу угла тот же принцип. Переговоры о вступлении в ЕС — это 35 глав и тысячи страниц гражданских, правовых и экономических предписаний, в соответствие с которыми будущие члены блока обязаны привести все сферы жизни в стране. Успехи по каждой главе должны признать все лидеры Евросоюза. Некоторые Балканские страны, начавшие переговорный процесс несколько лет назад, так и застряли на обсуждении первых глав.
Переговоры о вступлении в ЕС — это 35 глав и тысячи страниц гражданских, правовых и экономических предписаний
Когда все части «отработаны», происходит финальное голосование лидеров ЕС. Если все поддерживают присоединение нового члена, остается подписать и ратифицировать договор о вступлении. На это могут уйти годы. Но при этом сроки сильно зависят от того, насколько быстро и добросовестно власти страны-кандидата выполняют «домашнюю работу». В среднем процесс вступления в Евросоюз занимает от 3 до 14 лет. Быстрее всего этот путь прошли Швеция и Финляндия, но многим странам требуется больше восьми лет. У Хорватии — последнего государства, вступившего в ЕС, это заняло 10 лет. В Украине не рассчитывают присоединиться раньше 2029 года, однако переговоры о вступлении планируют начать уже в 2023-м. В Европе прогнозируют, что весь процесс может занять около 15–20 лет.
Интеграция во время войны
Полноценная интеграция Украины в Европейский союз возможна лишь по окончании войны, в том числе потому, что многое зависит от ее итогов. Если военные действия и правда растянутся на «долгие годы», перспектива членства Украины в ЕС будет отодвигаться все дальше. Однако это не помешает ей внедрять европейские стандарты, например, на западных территориях. Июньское голосование Евросоюза стало историческим не только потому, что статус кандидата был присужден так быстро, но и потому, что его получила страна, втянутая в полномасштабную войну.
Если военные действия растянутся на долгие годы, перспектива членства Украины в ЕС будет отодвигаться все дальше
Да, статус кандидата — это признание того, что Украина достигла определенных успехов в демократизации государства и общества и не отказывается от них даже в военное время: несмотря на хаос войны в стране главенствует закон. Но для Евросоюза куда важнее было выразить моральную и политическую поддержку украинцам, которые «отдают свои жизни за европейские ценности», а также послать четкий сигнал напавшей на них России.
Украина — угроза для демократических идеалов ЕС?
Европейские политики не скрывают, что наделение Украины статусом кандидата — это в первую очередь политический жест. Урсула фон дер Ляйен, с самого начала признававшая, что на этот раз ЕС готов на «необычные» шаги, заявила, что это решение сплотило европейские страны перед лицом российского империализма. Однако несмотря на то, что на этот раз Евросоюз выступил единым фронтом, сомнения по поводу членства Украины в ЕС никуда не делись.
Европейские политики не скрывают, что наделение Украины статусом кандидата — это, в первую очередь, политический жест
Не все европейские лидеры в восторге от перспективы вступления Украины в ЕС. Германия, Франция, Нидерланды, Дания и другие страны Западной Европы настроены скептически. Они опасаются, что присутствие Киева нарушит силовое равновесие в блоке. Украина может примкнуть к несговорчивой Вишеградской четверке (Объединение четырёх центральноевропейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии — прим. ред.), что повлияет на сложившийся баланс принятия решений. А также оказаться еще одной страной, которая охотно пользуется благами европейского рынка, но со скрипом принимает демократические стандарты ЕС, вроде Польши или Венгрии.
Вице-председатель Европейского парламента Катарина Барли напоминает, что исключить государство из ЕС невозможно, поэтому торопиться принимать его в блок не стоит:
На данный момент Украина с ее олигархией, коррупцией и непрозрачной правовой системой представляет угрозу для демократических идеалов ЕС.
Еще одна проблема — нерешенный территориальный спор Украины с Россией, а также колоссальные траты на послевоенное восстановление Украины, которые готовы взвалить на себя далеко не все европейские страны. И все же в ситуации системного противостояния с Россией Евросоюз был вынужден встать на сторону Украины, закрыв глаза на неразвитость ее экономических и политических институтов. «Мы бы так не действовали при других условиях», — признает президент Франции Эммануэль Макрон.
Но все же убедить скептически настроенные страны поддержать Украину хотя бы на этом первоначальном этапе оказалось несложно. Во-первых, было четко проговорено, что больше никаких уступок не будет. Во избежание обманутых ожиданий об этом открыто говорят министры иностранных дел Германии и Франции, премьер Дании и другие европейские чиновники. Те самые требования, выдвинутые Украине вместе с присвоением «кандидата», позволили ей получить голоса даже сомневающихся лидеров ЕС. Во-вторых, это решение ни к чему Евросоюз не обязывает: он по-прежнему не связан ни сроками, ни обещанием в конечном счете принять страну в блок. Зато удалось послать Киеву красноречивый «сигнал надежды» — там кандидатство восприняли как важную политическую победу. В Еврокомиссии отмечают, что теперь прогресс в деле евроинтеграции целиком зависит от Украины.
Что получит Украина
Статус кандидата означает для Украины потенциальный доступ к миллиардным европейским инвестициям, поэтому Евросоюз стремится выправить антикоррупционную и правовую системы Украины. Зависимость Украины от коллективного Запада значительно выросла уже во время войны, но Европейские страны наверняка возьмут на себя и заботы по дальнейшему восстановлению украинской экономики. Евросоюз в состоянии поддержать полномасштабные реформы в стране, интегрировать ее в единый европейский рынок и предложить ей как будущему потенциальному члену блока особые привилегии.
Другие страны-кандидаты получали от ЕС индивидуально согласованную точечную помощь: долгосрочные кредиты, гранты в сфере науки и культуры, поддержку некоторых отраслей экономики. Кроме того, у Евросоюза есть специальная программа помощи IPA, которой пользуются все кандидаты на вступление: с ее помощью он финансирует демократизацию институтов, развитие сельских регионов, транспортные и природоохранные реформы и оказывает гуманитарное содействие. Помимо этого Украина может рассчитывать на то, что временная отмена ЕС таможенных пошлин останется в силе.
В долгосрочной перспективе Евросоюз готов предложить Украине постепенную стабилизацию экономики и политики, но, скорее всего, любые инвестиции начнут приносить плоды только по окончании войны. Пока же статус кандидата на вступление в ЕС как минимум укрепляет позицию Украины в мирных переговорах с Россией.