Этот поезд в огне: как российские партизаны поджигают военкоматы и пускают поезда под откос - «Политика» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Политика » Этот поезд в огне: как российские партизаны поджигают военкоматы и пускают поезда под откос - «Политика»
Этот поезд в огне: как российские партизаны поджигают военкоматы и пускают поезда под откос - «Политика»
В России после начала полномасштабной войны с Украиной резко выросло число аварий на железной дороге, по всей стране начались поджоги военкоматов. Ответственность за сход вагонов с рельсов берут на себя подпольные группы, выступающие против вторжения в Украину. Они же вывешивают видео, на которых

В России после начала полномасштабной войны с Украиной резко выросло число аварий на железной дороге, по всей стране начались поджоги военкоматов. Ответственность за сход вагонов с рельсов берут на себя подпольные группы, выступающие против вторжения в Украину. Они же вывешивают видео, на которых бросают бутылки с коктейлями Молотова в военкоматы. The Insider пообщался с некоторыми из этих партизанских групп и выяснил, как организовано подпольное сопротивление и почему децентрализация делает его особенно эффективным.

Видеоверсия


Содержание
  • Поджоги военкоматов

  • Рельсовая война

  • Предыстория — белорусские партизаны

  • Боевые анархисты

Поджоги военкоматов

С конца февраля в России произошло как минимум 23 атаки на военкоматы (о которых писали СМИ и Telegram-каналы), из них 20 — непосредственно поджоги. В прошлом году аналогичных инцидентов не было. В основном использовались бутылки с зажигательной смесью. Инструкции о том, как изготавливать такие бутылки, распространялись в соцсетях.

Эти поджоги не были какой-то единой скоординированной кампанией, за ними стояли самые разные группы, от левых анархистов и проукраинских активистов до ультра-правых групп. Иногда это были и вовсе одиночки, не ассоциирующие себя ни с какими движениями. Так, например, за поджог двух зданий военкомата в Удмуртии в конце мая арестовали 48-летнего художника и бывшего сельского учителя Илью Фарбера. «Хотел узнать, на что я способен. Способен ли я… такое сделать», — говорил он про свой поступок на допросе.

Замолчать факты поджогов властям было довольно сложно, потому что партизаны сами активно вывешивают видео об этом в соцсетях. Вот, например, видео поджога военкомата в Нижневартовске:

А вот как подожгли военкомат в подмосковных Луховицах:

А это поджог военкомата в Перми:

Но если поджоги военкоматов скрыть невозможно, то другой фронт партизанской борьбы — рельсовую войну — всегда можно списать на какие-то технические неполадки. Именно это и попытались сделать российские власти. Но по официальной статистике видно: число железнодорожных аварий с начала войны резко выросло.

Рельсовая война

После начала полномасштабной войны в Украине новости о диверсиях на железной дороге стали появляться едва ли не каждый день. 1 мая в результате диверсии был разрушен мост в Курской области, предназначенный для движения товарных поездов.

The Insider подсчитал: только по информации СМИ, с марта по июнь 2022 года в России сошли с рельсов 63 товарных поезда. Это почти в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года. При этом география крушений вагонов переместилась на запад, а часть поездов попали в аварии рядом с военными частями.

По версии РЖД и проверяющих органов, большая часть аварий связана с плохим состоянием железнодорожных путей.

«Как следует из данных Госжелдорнадзора по итогам за 4 месяца текущего года, 55,3% причин крушений подвижного состава так или иначе было связано с нарушениями в текущем состоянии пути», — пишет официальное издание РЖД-партнер.ру.

Однако власти не могут игнорировать факт, что на железных дорогах происходят диверсии. Еще в первый день войны, 24 февраля, Минтранс приказал повысить уровень безопасности на железных дорогах в южных областях. А в апреле Главное управление разведки Украины обнародовало телеграмму, в которой руководителей определенных участков железной дороги в Ростовской области и Краснодарском крае призывали сотрудничать с ФСБ и полицией, чтобы обеспечить безопасность на железнодорожных путях.

Но все эти меры пока мало помогают, аварии продолжают происходить, причем особенно часто в приграничных областях. Так, 12 апреля жители села Титовка в Белгородской области на границе с Украиной проснулись от взрыва. Буквально в течение часа ситуацию попытался разъяснить губернатор Гладков. «В Шебекинском городском округе повреждение железнодорожных путей. Жертв и пострадавших нет. Разрушено только железнодорожное полотно. На месте работает оперативная группа. О причинах сообщу позже». Но в итоге никаких разъяснений белгородский губернатор так и не предоставил. На фотографиях с места происшествия видно, что железнодорожное полотно выгнулось вверх, рельсы заржавлены, пролет моста упал вниз.


Разрушение железной дороги в Титовке (Белгородская область)

Уже 21 апреля в той же Белгородской области, на станции «Крейда», произошла новая авария — с рельсов сошел товарный поезд:

А 27 апреля ФСБ отчиталась о поимке двух россиян, которые якобы готовили новую диверсию в Белгородской области. По версии ФСБ, задержанные «являются сторонниками украинского нацизма» и «направляли на украинский сайт «Миротворец» сведения о военнослужащих» российской армии. Однако ни имен, ни личных данных о диверсантах не сообщалось. На видео, которое опубликовало РИА «Новости», у задержанных замазаны лица, говорят они заученными фразами, а один из них нарочито одет в футболку с флагом Великобритании. Согласно официальным сообщениям, им вменили приготовление к диверсии (ч. 1 ст. 30 ч. 1 ст. 281 УК РФ). Однако The Insider не удалось найти никаких данных об арестах людей с такими обвинениями в судах в Белгородской области.


Анонимный задержанный, представленный государственными СМИ как один из диверсантов
Источик: РИА «Новости»

О подрыве другого железнодорожного моста 1 мая рассказывал губернатор Курской области Роман Старовойт. Происшествие он назвал «диверсией», а Следственный комитет завел уголовное дело о теракте. А в конце мая паблик «Осторожно, Москва» опубликовал сообщение, что ФСБ разыскивает членов некой «Боевой организации анархо-коммунистов», которые готовили диверсию на железнодорожных путях в подмосковном Сергиевом Посаде. По версии следствия, они выкрутили восемь гаек, разобрали рельсовый стык и частично развели рельсы, которые вели к войсковой части 14258 (секретный учебно-тактический центр 12-го главного управления Минобороны, отвечающего за ядерную безопасность страны).

Найти «боевых анархистов» ФСБ так и не удалось. А вот The Insider удалось. Представители «Боевой организация анархо-коммунистов» (БОАК) сообщили, что задержали поезда, ведущие еще к одной военной части — в/ч 55443 под Киржачом (Владимирская область). Там размещен арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ. «К сожалению, диверсия была обнаружена вечером 25 июня. Тем не менее даже в таком виде диверсия нанесла вред противнику, задержав передвижение составов с военным оборудованием и причинив экономический ущерб в связи с необходимостью восстановления ж/д путей», — рассказали представители ячейки The Insider.


Диверсия на железнодорожной ветке, ведущей к военной части. Рельсы замкнуты проводом на случай, чтобы сигнальный ток не детектировал размыкания
«Боевая Организация Анархо-Коммунистов»

По признанию самих анархистов, их деятельность во многом была вдохновлена действиями белорусских партизан, которые эффективно противостояли российскому вторжению через территорию Беларуси в самом начале войны.

Предыстория — белорусские партизаны

Когда российские войска впервые перешли через белорусскую границу в Украину для того, что, по их мнению, было бы молниеносным нападением на Киев, они намеревались использовать разветвленную железнодорожную сеть региона для снабжения и подкрепления. Их планы были сорваны сетью белорусских партизан, которые стали атаковать железнодорожную инфраструктуру. Так, например, они выводили из строя шкафы управления железнодорожными сигналами. В итоге поезда простаивали целыми днями, что вынуждало россиян пополнять запасы своих войск автотранспортом. Это в свою очередь привело к известным 60-километровым колоннам к северу от Киева. К сегодняшнему дню в Беларуси по делу «рельсовых партизан» задержаны несколько десятков человек.

Попытки повредить железную дорогу и задержать поезда в Беларуси начались еще в 2021 году. После того как власть отреагировала на мирные протесты — митинги и расклейку листовок — массовыми арестами, пытками и большими тюремными сроками, часть протестующих перешла к более решительным действиям. Так образовалось неформальное движение «Супраціў», в которое вошло движение «Киберпартизаны» и «Буслы ляцяць» — партизанские ячейки «на земле», которые как раз и стали разрабатывать методички для децентрализованных атак на железнодорожную инфраструктуру.

Впрочем, все эти акции сами участники движения также называли «ненасильственными», так как их главной целью было вмешательство в работу жд-сообщения и нанесение материального ущерба. «Мы хотим показать партнерам Лукашенко, в том числе России, что он неблагонадежный, и показать самим белорусам, что сопротивление продолжается», — рассказал The Insider один из представителей белорусского партизанского движения.

К ноябрю 2021 года правительство Беларуси признало движение террористическим. Через несколько недель после этого партизаны сбросили с дрона емкость с зажигательной смесью на учебную базу внутренних войск МВД «Воловщина». «Мы занимаемся антитеррором: препятствуем режиму терроризировать мирное население. «Супраціў» ведет подготовку к финальной контртеррористической операции по ликвидации режима», — заявляли тогда «Буслы»

За месяц до начала войны (24 января) активисты «Супраціў» совершили на белорусские железные дороги атаку, которая готовилась уже давно: зашифровали основную часть серверов, баз данных и рабочих станций БелЖД и уничтожили бэкапы. «Цель — замедлить и нарушить работу дороги. Автоматика и системы безопасности осознанно не были затронуты кибератакой во избежание аварийных ситуаций», — заявили партизаны. При этом главной идеей было не только замедлить переброску российской военной техники: киберпартизаны были готовы восстановить работу серверов в обмен на освобождение 50 политзаключенных, наиболее нуждающихся в оказании медицинской помощи, и прекращение сбора группировки войск России на территории страны.


Станция Гомель 26 января 2022 года. Воинскими эшелонами занята половина путей приёмо-отправочного парка

Восстановление информационных систем оказалось для БелЖД очень затруднительным. «Специалиста, который разбирался в этом типе базы данных, уволили за политику еще в прошлом году. Нюанс в том, что технология старая и молодые специалисты в ней не разбираются», — рассказал представитель «Рабочага руху» на железной дороге Сергей Войтехович.

Боевые анархисты

В России наиболее активной «подрывной» силой стали анархо-коммунисты. Как обнаружил The Insider, в Telegram с начала войны появился ряд каналов, в которых публиковали инструкции о том, как задержать поезда или устроить аварию на железной дороге. Их авторы причисляли себя к некой «Боевой организации анархо-коммунистов». С марта они публиковали инструкции по диверсиям — как разобрать рельсы и не попасться — и отчитывались об успешных «операциях». Так, «анархо-коммунисты» взяли ответственность не только за разбор рельсов и жд-диверсии, но и за поджоги вышек сотовой связи (например, в селе Беломестное в Белгородской области) и даже за поджоги машин пособников режима.

Для координации и привлечения новых членов анархисты даже запустили бот, с помощью которого можно анонимно записаться в ячейку в своем городе. The Insider отравил им ряд вопросов в зашифрованном виде на почту, а также пообщался с одним из анонимных членов организации — Иваном (имя изменено). Члены организации утверждают, что БОАК существует уже несколько лет, но заявила о себе публично только после начала войны в Украине. Идею же они «подглядели у белорусских партизан».

Анархисты запустили бот, с помощью которого можно анонимно записаться в ячейку в своем городе

«Саботаж на железной дороге — это относительно простой в исполнении и весьма эффективный способ нанести урон армии противника. Причем с минимальным риском для гражданских, при правильном исполнении», — говорят в своих ответах для The Insider анархо-коммунисты.

По их словам, любые помехи и задержки в снабжении и коммуникации мешают работе военной машины: «Это значит, что в решающий момент на поле боя будет на сколько-то меньше танков или снарядов. А если же удастся пустить поезд под откос, на что мы рассчитываем, то техника не просто задержится, она повредится. Также повредятся поезда, железнодорожные пути и так далее. Все это может серьезно ослабить вооруженные силы России и оказать влияние на то, как скоро война прекратится».

Анархисты утверждают, что у них есть своя разработанная методика, позволяющая предотвратить аварию пассажирского поезда, так что мирные граждане от их действий не пострадают.

Анархистское партизанское движение пока децентрализовано. «Есть и организованные ячейки, и спонтанные действия людей. Децентрализация делает нас мобильнее и неуловимее, но препятствует освещению и усложняет оценку численности. В условиях репрессий так все же лучше. По оценкам на апрель, в России действует от 20 до 40 таких ячеек, но сейчас, вероятно, уже больше», — говорит участник движения Иван. По его словам, далеко не все проблемы на железной дороге попадают в новости. Небольшие диверсии — повреждение рельсовых шкафов, светофоров, намотка проволоки — обычно остаются без внимания СМИ. «О таких акциях есть сообщения только от их авторов, но их мало. Все акции, попадающие в прессу, можно считать успешными — неуспешные никто не освещает, ничего ведь не случилось», — рассказал Иван. Финансирование группа активно пытается собирать через донаты на своих ресурсах.


Скриншот: Conflict Intelligence Team, декабрь 2021

По словам анархистов, никакой специальной подготовки для участия в рельсовой войне не требуется, всю информацию участники берут из методичек, которые распространяет движение.

Подобные акции устраивают не только активисты с четкой идеологией. На связь с The Insider вышел Егор (имя изменено), участник ячейки, которая сожгла машину Натальи Абиевой, основательницы фонда для помощи российским военным, участвующим в войне с Украиной. По его словам, его соратники в первую очередь не согласны с действиями властей: «Среди нас есть как анархисты, так и националисты (но последних меньше). У каждого своя история. Мы — антисистемная организация, в тонкостях политического управления будем разбираться после того, как режим падет или хотя бы ослабнет. Путин отбирает у России будущее, если мы увязнем в политических спорах сегодня, завтра нас уже не будет. Путин угрожает миру ядерной войной, настраивает против России весь мир, наши соотечественники становятся еще беднее, люди боятся говорить вслух о том, что думают о власти. Бездействие — это согласие жить под властью мерзких тварей до конца жизни. Такого ли будущего мы хотим?».


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика