«Отмечать 9 Мая как раньше нельзя». Как война в Украине изменила отношение ко Дню Победы в Израиле - «Общество» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Общество » «Отмечать 9 Мая как раньше нельзя». Как война в Украине изменила отношение ко Дню Победы в Израиле - «Общество»
«Отмечать 9 Мая как раньше нельзя». Как война в Украине изменила отношение ко Дню Победы в Израиле - «Общество»
На фоне войны в Украине ветеранские организации Израиля отменили традиционный парад 9 Мая, а русскоязычные израильтяне переосмысливают любимый праздник. Не оспаривая важность сохранения памяти о великой победе, выходцы из бывшего СССР расходятся во мнениях о том, в какой форме это нужно делать.

На фоне войны в Украине ветеранские организации Израиля отменили традиционный парад 9 Мая, а русскоязычные израильтяне переосмысливают любимый праздник. Не оспаривая важность сохранения памяти о великой победе, выходцы из бывшего СССР расходятся во мнениях о том, в какой форме это нужно делать. Исследователи Второй мировой войны обвиняют Россию в присвоении права на Победу и призывают отказаться от продвигаемого ею нарратива. При этом сами ветераны осуждают российскую агрессию против Украины, считают ее несправедливой и сетуют, что новое поколение не извлекло уроков из истории.


Содержание
  • Измененный формат

  • Победный нарратив

  • Моральный груз на совести многих

Измененный формат

В этом году в городах Израиля не состоятся традиционные шествия по случаю Дня Победы. Как пояснил председатель Союза ветеранов Второй мировой войны Авраам Гринзайд, это решение не имеет никакой политической подоплеки, а продиктовано желанием избежать «неприятных инцидентов и провокаций». За последние два месяца из Украины в Израиль приехало более 13 тысяч беженцев и репатриантов, и организаторы опасаются, что парады могут закончиться столкновениями проукраинских и пророссийских активистов.

На том, что в нынешних обстоятельствах отмечать День Победы по привычному протоколу неправильно, настаивает и посол Украины Евгений Корнийчук. В апреле он обратился к израильскому правительству с просьбой перенести празднование с 9-го на 8 мая.

Организаторы опасаются, что парады могут закончиться столкновениями проукраинских и пророссийских активистов

В итоге, по словам Гринзайда, торжественные мероприятия в честь 77-й годовщины Победы пройдут в измененном формате:

«Мы решили придать им в большей степени национальный характер, не забывая братьев по оружию, вместе с которыми мы шли в бой и одержали эту победу. Будут проведены митинги и церемония возложения цветов к 68 памятникам, установленным в память как о героической победе, так и о катастрофе еврейского народа.
Мы делаем это во славу 1,5 миллионов воинов-евреев, которые в составе армий антигитлеровской коалиции одновременно воевали против нацизма, а также в память о более чем 250 тысячах евреев, павших на поле боя. Без победы в 1945 году не было бы Израиля в 1948-м. Наш моральный долг — не забывать об этом».

На главную церемонию на горе Герцля в Иерусалиме в этом году решили не приглашать представителей дипмиссий. «Ситуация очень напряженная», — констатирует Гринзайд. Один из собеседников The Insider признался, что не согласился бы выступать на праздничном митинге в своем городе, если бы на нем присутствовали сотрудники российского посольства.

Еще больше обстановку накалило скандальное заявление главы российского МИДа о якобы еврейском происхождении Адольфа Гитлера. Реагировать на него публично в израильских ветеранских организациях не стали: там дорожат связями с Россией и стараются осторожно высказываться о политике. Однако в разговоре с The Insider люди, связанные с этими организациями, выразили возмущение «в высшей степени удивительной» репликой Сергея Лаврова и назвали обращение к «еврейскому вопросу» «запрещенной, крапленой картой».

Победный нарратив

Из бывших союзных республик в Израиль приехало несколько десятков тысяч участников Второй мировой войны, узников гетто и концлагерей, блокадников Ленинграда. На протяжении многих лет репатрианты и их представители в Кнессете боролись за включение 9 Мая в календарь государственных праздников. Добиться этого удалось только в июле 2017 года, с принятием специального закона. Но несмотря на официальное признание, частью общенародной традиции День Победы над нацистской Германией так и не стал.

Причина — в специфике отношения израильского общества ко Второй мировой войне и участию в ней евреев, объясняет основатель военно-исторического музея «Энергия мужества» Давид Зельвенский:

«После войны здесь формировался облик нового еврея — необремененного грузом погромов и репрессий, сильного и мужественного строителя государства Израиль. Создание Израиля связывали с Холокостом, а не с победой над фашизмом. Израильтяне считали, что это не их война. Поэтому парад ветеранов, по пояс увешанных наградами, вызывал у них большое неприятие».

В итоге в восприятии большинства израильтян 9 Мая так и осталось праздником «русских» евреев.

Споры об уместности празднования Дня Победы на фоне российского вторжения в Украину раскололи русскоязычную общину: одни говорят о необходимости прославлять дедов, которые воевали, пока те еще живы, другие призывают прекратить «победобесие» и перенести официальные церемонии на 8 мая по примеру западных стран.

В восприятии большинства израильтян 9 Мая так и осталось праздником «русских» евреев

Единого мнения о том, в какой форме Израилю следует отмечать годовщину победы над нацизмом, нет и среди исследователей Второй мировой и Холокоста. Так, Эфраим Зурофф, директор израильского и восточноевропейского отделения Центра Симона Визенталя (занимается разоблачением нацистских преступников), убежден, что война в Украине не должна отразиться на репутации праздника:

«Нет никакой связи между парадом, где мы отдаем дань памяти еврейским солдатам, служившим в Красной армии, и военными преступлениями, которые российская армия совершает сегодня в Украине. Россия, безусловно, должна заплатить высокую цену за эту войну, но это не отменяет решающего вклада, который советская армия внесла в победу над нацистской Германией. Историю нельзя изменить».
Нет никакой связи между парадом и военными преступлениями

Противоположной позиции придерживается историк, научный сотрудник Центра диаспоры при Тель-Авивском университете Леонид Смиловицкий. По его словам, действия российских военных в Украине не могут не повлиять на отношение к культу Победы, ставшему одной из идеологических основ путинского режима:

«Когда красноармейцы в 1945-м вошли в Германию, им специальным приказом было запрещено трогать мирное население. Все, кто этот приказ нарушал, то есть убивал, издевался, грабил и так далее, имели дело с военной прокуратурой. А что мы видим сегодня? Российская армия в Украине нарушает принципы, на которых она была построена и на которых было воспитано не одно послевоенное поколение. Я сын участника Второй мировой войны, но считаю, что отмечать 9 Мая, как раньше, нельзя. Нужно искать новые форматы празднования и, конечно, отказываться и от парадов, и от акции „Бессмертный полк“, смысл которой полностью исказили предложением включить в нее портреты солдат, погибших сейчас в Украине.
Есть еще один важный момент. Россия, объявив себя наследницей Советского Союза и Красной армии, узурпировала право на победу 1945 года. Российское посольство награждает наших ветеранов юбилейными медалями в честь очередной годовщины Победы. А внуки этих ветеранов идут служить в израильскую армию и воевать, например, с Ливаном, и на их и наши головы летят ракеты, полученные „Хезболлой“ через Иран от России. К сожалению, ветераны не связывают между собой первое и второе».
Действия российских военных в Украине не могут не повлиять на отношение к культу Победы

Историк и журналист Григорий Рейхман тоже считает, что Израилю давно пора избавиться от нарратива, навязанного Россией как правопреемницей СССР, и выработать новый, «релевантный для еврейского народа»:

«Российская власть превратила этот праздник в гротеск, в профанацию, в торжество победобесия с лозунгом „Можем повторить!“, полностью испохабила саму его идею. Это день не столько победы, сколько памяти и скорби. И мы понимаем это как никто другой, ведь если бы силы антигитлеровской коалиции не сокрушили немцев, евреи как народ перестали бы существовать. Именно это нам и нужно подчеркнуть в собственной традиции празднования Победы. А парады давно себя изжили, ветеранов почти не осталось».

Моральный груз на совести многих

Живущие в Израиле ветераны Второй мировой и жертвы Холокоста признаются, что известие о начале российского вторжения в Украину стало для них потрясением. Глава Союза ветеранов Авраам Гринзайд в знак протеста на время перестал надевать свой китель с боевыми наградами:

«Я пошел на фронт 17-летним мальчиком. В подразделении разведки полка нас было 13 человек: я, единственный еврей, украинцы, русские, мордвин, грузин… И мы делали общее дело — воевали за нашу землю, против общего врага. А сейчас наши внуки друг друга убивают! Нам очень больно от этого. Мы, те, кто прошел ту войну и дожил до этих дней, слишком хорошо знаем цену жизни и цену смерти.
У каждой войны должны быть причины и мотивы. Но лично мне, несмотря на все объяснения, причины этой войны до сих пор непонятны. Мне тяжело дать оценку событиям, это слишком ответственно, но никакой борьбой с националистами, хоть они и есть в Украине, нельзя оправдать страдания стольких людей. Это бряцание оружием меня очень возмущает. Разрушаются целые города, а главное — погибают дети, старики, невинные существа. Я против кровопролития, против войны, я ее осуждаю! Военные действия должны быть прекращены, все проблемы нужно решать только мирным путем».

О необоснованности российской агрессии и недопустимости разрешения конфликтов с помощью войны говорит и руководитель хайфского отделения Союза ветеранов Давид Мальцер:

«Эта война несправедливая, и ведется она против всего народа, хотя [в России] декларируется другое. Причин у нее не было, их просто придумали. Я родился, вырос, жил в Украине, служил там в армии, был защитником нашей общей родины. И никто никогда и подумать не мог, что Украина может подвергнуться нападению со стороны своего соседа.
Особенно меня возмутило то, как война была начата, — внезапно, без объявления, ночным нападением. Можно увидеть много общего с 1941 годом. Когда кончилась Великая Отечественная, мне было десять лет. Несколько лет я провел в гетто. Людьми мы тогда не считались, человеческая жизнь ничего не стоила. Та война научила нас очень многому. Но люди забыли ее уроки. К сожалению, так мы устроены».

Военный историк Владимир Городецкий (имя изменено) скопление 100-тысячной группировки на границе России с Украиной поначалу считал маневрами и не верил, что за этим последует наступление:

«После стольких относительно мирных лет, прошедших после Второй мировой, все мы, конечно, вздрогнули от новой военной грозы. Война продолжается с настойчивостью и бескомпромиссностью, сама ее методика очень жестокая — мир отвык от такого.
Что бы в Украине ни делали так называемые националисты, не оставляет чувство несправедливости, несоразмерности ответных мер — при таком количестве жертв и преступных, совершенно непозволительных действий. Все перевернулось вверх тормашками: понятия гуманизма, человечности, сострадания. Война ведется на уничтожение, на окончательное подавление. Но наш мир сегодня настолько огнеопасен, что эти искры могут разгореться в нечто большее, перекинуться из Украины куда-то еще.
Я родился в 1930 году и прекрасно помню и 22 июня 1941, и время, проведенное в эвакуации. Память о Второй мировой войне до сих пор пульсирует, еще живы те, кто ее застал. Думаю, что сейчас, слушая новости, эти люди проецируют сегодняшние события на то, что сами они пережили тогда, и это очень тяжелые переживания. Сегодняшняя война — тяжкий моральный груз на совести очень многих людей. Пропагандисты прикладывают неимоверные усилия, пытаясь нас убедить в правоте всего этого. Но правды в такой войне нет и быть не может».

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика