«Угрожают матери и сестрам». Как в Чечне «добровольцев» насильно отправляют воевать в Украину - «Общество»
В Чечне мужчин принудительно отправляют воевать в Украину — настоящих добровольцев почти не осталось, и силовики запугивают жителей, пытают и угрожают уголовными делами. Многие соглашаются ехать на войну, чтобы спасти семью от унижения, а себя — от дел по террористическим статьям и пыток. The Insider поговорил с юристами, правозащитниками и семьями насильно отправленных на войну чеченцев. По их словам, шансов отказаться от мобилизации нет, и лишь немногим удается сбежать из республики.
Содержание
Никто не хочет умирать за падишаха
Уголовные дела в случае отказа
Как вербуют: вместе с контрактом дают подписать пустой бланк
Семью уберег, а сам погиб
Что делать
Никто не хочет умирать за падишаха
Руководство Чечни 7 июня отрапортовало, что на войну в Украину из республики отправились более восьми тысяч человек. По словам спикера чеченского парламента Магомеда Даудова, 1360 из них - чеченские добровольцы.
Рамзан Кадыров заявляет, что сотни тысяч добровольцев по всей России «рвутся на передовую искоренять бандеровскую сволоту» и каждый день публикует в Telegram тексты и видео о подвигах бойцов подразделений из Чечни, угрожает украинцам и радуется взятию городов, которые оккупировали или собираются оккупировать российские войска.
Однако, по данным юриста и правозащитника Абубакара Янгулбаева, этнические чеченцы не спешат умирать за «падишаха». Даже в чеченских частях Росгвардии и МВД местных только примерно половина, а в подразделениях Минобороны и того меньше.
Поэтому чтобы пополнять российские ряды в Украине за счет местного населения, чеченские силовики прибегли к привычным для региона репрессивным мерам. Так, брата оппозиционного чеченского блогера Хасана Халитова местные силовики похитили и отправили в Украину, рассказал The Insider сам оппозиционер. Угрозы, запугивание, шантаж, принуждение через пытки и похищения близких — это далеко не полный инструментарий чеченского военного рекрутинга.
Как рассказали в руководстве чеченской правозащитной ассоциации «Вайфонд», с начала войны сотрудникам поступают десятки обращений из республики по поводу незаконных попыток отправить мужчин в Украину:
По словам собеседника The Insider в «Вайфонде», в начале вторжения в Украину в Грозном собрали митинг, куда согнали бюджетников со всей республики. Люди опасались, что оттуда сразу пошлют на фронт, но явившихся лишь записали в резерв. Еще за девять дней до начала войны в администрации сельских поселений Чечни разослали письма от глав районов с требованием прислать на сборы по одному резервисту от села. Чиновники тогда уверяли, что это не мобилизация и в горячие точки никого не отправят.
Уголовные дела в случае отказа
Представитель оппозиционного чеченского движения 1ADAT Ибрагим Янгулбаев рассказал, что в Чечне похищают людей и ставят им ультиматум: или едете в Украину воевать, или по сфабрикованному уголовному делу вас посадят в тюрьму:
Кроме того, нередки угрозы похищением и пленом родственникам потенциального «добровольца». Таким образом члены семьи становятся заложниками. А силовики не упускают случая монетизировать ситуацию.
Начальник РОВД Серноводского района установил таксу — 450 тысяч рублей за откуп от Украины
По словам представителя «Вайфонда», в Чечне невозможно отказаться идти на войну, люди подчиняются, потому что считают, что умереть от пули не так страшно, как от пыток. Силовики используют и более экзотические методы:
Силовики начинают приставать к женщине, раздевать ее. Для чеченцев лучше умереть, чем быть так униженным
Как вербуют: вместе с контрактом дают подписать пустой бланк
В социальных сетях и даже статусах своих мессенджеров ответственные за мобилизацию чеченские силовики и чиновники размещают агитацию для молодых мужчин.
Агитация, распространяемая в соцсетях
Один из чиновников города Шали публикует в соцсетях целый прайс-лист: размер вознаграждения за сбитую вражескую технику (от беспилотника и установки САУ до танков и самолетов) в случае подписания контракта и отправки в Украину. Суточные сверх зарплаты от 34 до 100 тысяч рублей почему-то предлагаются в американских долларах, по 53 в день.
Ислам Белокиев — еще один чеченский блогер. Недавно он присоединился к своим землякам в батальоне имени Шейха Мансура, воюющем на стороне Украины. Он ведет YouTube-канал «Мысли Ислама», где открыто выступает против нынешних властей Чечни. По словам Белокиева, он получает по 3-4 сообщения ежедневно о принудительной отправке жителей Чечни в Украину и попытках заставить подписать контракт с Росгвардией.
Как рассказал Белокиев, вместе с контрактом человеку дают подписать пустой бланк. Это происходит вне зависимости от того, добровольно пришел наемник или нет.
По словам блогера, сама денежная компенсация из Москвы в республику поступает, поскольку «наверх» чиновники предоставляют реальные документы. А для раненого или семьи убитого их в этом случае нет. Средства оседают в карманах Кадырова и его окружения. Блогер уверен, что в Кремле об этом знают, просто такова договоренность. Семье погибшего велят быстро похоронить сына, брата, мужа и «не открывать рот».
Семье погибшего велят быстро похоронить сына, брата, мужа и «не открывать рот»
Семью уберег, а сам погиб
О своих личных потерях в этой войне жители Чечни говорят исключительно на условиях анонимности. Их истории The Insider приводит, изменив имена ради безопасности.
Ахмеду из селения Гой-Чу 80 лет, он ветеран труда. Три недели назад он получил тело внука для похорон. По его словам, внук поехал в Украину не добровольно.
О внуке приказали соврать, что он заснул и не проснулся, и очень быстро похоронить без шума
Ахмед не интересовался выплатами от Минобороны, родители погибшего пытаются оформить нужные документы.
Алина из Аргуна — вдова. Ее супруг ездил воевать в Сирию по контракту ради хорошего заработка и в марте отправился в Украину. В апреле привезли тело.
Скажи спасибо, что тело привезли и дали похоронить
Муж жительницы Грозного Раисат вернулся без ног: «Раньше был такой активный, спортсмен, бегал по утрам, а теперь сидит поникший, на инвалидной коляске, сгорбленный. И взгляд потухший. По ранению ему выплатили три миллиона». По ее словам, выплата позволила закрыть кредиты и выплатить долги, в том числе, персоналу продуктового магазина, где раньше брала еду в долг себе и детям. Этим летом она планирует отправить детей в лагерь в Крым, к морю.
Лиана — медсестра из пригорода чеченской столицы и противница войны. Она рассказала, что одного из ее родственников сильно контузило в Украине.
Что делать
В «Вайфонде» видят причину насильственной мобилизации в Чечне в дискриминации по национальному признаку:
В первые недели войны хватало настоящих добровольцев. По наблюдениям правозащитников, чеченские подразделения чаще не отправляли на передовую, вместо этого им поручали зачистки в уже оккупированных районах. По словам собеседника The Insider в «Вайфонде», кадыровцы занимаются грязной работой, и даже российские военные высказывали недовольство, что их почти не отправляют на передовую.
Единственный шанс облегчить судьбу тем, на кого решили охотиться силовики, — уехать из республики. Правда, признаются правозащитники из «Вайфонда», помочь жертвам принудительной мобилизации с выездом из страны они не могут:
Правозащитники напоминают, что насильственным образом подписанный контракт не имеет юридической силы, но вряд ли в современной России это убедит суд: