Государство меняет сценарий. Андрей Архангельский о том, почему у Кирилла Серебренникова отобрали театр - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » Государство меняет сценарий. Андрей Архангельский о том, почему у Кирилла Серебренникова отобрали театр - «Мнения»
Государство меняет сценарий. Андрей Архангельский о том, почему у Кирилла Серебренникова отобрали театр - «Мнения»
Андрей Архангельский журналист Правительство Москвы не хочет продлевать контракт с руководителем «Гоголь-центра» режиссером Кириллом Серебренниковым, который заканчивается в феврале 2021 года. Во время процесса «Седьмой студии» (2017-2020) Серебренникова не уволили – важно было показать, что его

Андрей Архангельский
журналист

Правительство Москвы не хочет продлевать контракт с руководителем «Гоголь-центра» режиссером Кириллом Серебренниковым, который заканчивается в феврале 2021 года. Во время процесса «Седьмой студии» (2017-2020) Серебренникова не уволили – важно было показать, что его наказывают «не за искусство». Теперь «непродление контракта» – такое вот подчеркнуто механическое решение Замка (причем, скорее всего, не московского). Просто, дают нам понять, где-то не совпали зубья механизма, и - вуаля. Вообще метафоры из Кафки как бы преследуют по жизни Серебренникова, местами, правда, переходя в Хармса и Платонова.

Этот жест, подчёркнуто отстраненный, должен внушить, что ничего ровным счетом не случилось. Зарубежная коллега, узнав об этом, восклицает: That is destruction of culture!!! Ни много ни мало. Разрушение культуры. «Нет-нет», - как бы отвечает Замок. Точнее, он даже не отвечает - он просто ставит штамп. Ничего личного. Казалось бы, стоило объяснить – почему с самым известным режиссером страны «не продлили». Ведь куда первым делом шли иностранцы в Москве до пандемии? В Большой и «на Серебренникова».

Однако в этом «непродлении» есть глубокий символизм, совпадающий с происходящим сегодня на улицах Москвы и других городов. Понятие «общественный контракт» было введено когда-то в массовый оборот экономистом Александром Аузаном. Он утверждал, что несмотря на самодержавие или диктатуру пролетариата, контракт - или негласный общественный договор - в российском обществе был всегда: и после 1612-го, и после 1825-го, и после 1917-го. Пусть договор этот был неофициальный, пусть даже люди не всегда понимали его смысл и формулировали коряво: например, «какая зарплата - такая работа», «в партию идут за колбасой» или «лояльность в обмен на деньги». Собственно, до возвращения Навального, его ареста, реального срока и массовых протестов у нас еще продолжал действовать предыдущий негласный контракт - между властью и обществом, заключенный примерно в 2012 году. Это был временный контракт, переходный. Уже тогда было понятно, что он - не на века, максимум на десятилетие, а там посмотрим. Так оно и вышло. Этот негласный контракт предполагал, однако, что люди имеют право быть несогласными, имеют право критиковать власть - но лучше критиковать в совсем уж невинных формах. Например, в театре – и вот вам, в связи с этим, Гоголь-центр.

До возвращения Навального в России почти 10 лет действовал негласный общественный договор с властью

Идеологи, которые придумали эту схему, всегда считали искусство лишь средством, которое в лучшем случае служит замещением или компенсацией. Средством выпускать пар. Возможно, эти люди даже ориентировались на вариант существования советской Таганки. Однако уникальный опыт Таганки 1970-80-х («что они творят - они же открыто смеются над властью» - восклицал Анатолий Черняев в своих знаменитых дневниках в начале 1980-х) теперь также предполагалось использовать в качестве средства - манипуляции или контроля. Возможно, «Гоголь-центр» даже должен был «закрепить свободы в искусстве», завоеванные с таким трудом за пятьдесят прошедших лет, чтобы они уже были окончательной бумажкой, броней. Но, в любом случае это планировалось в качестве механизма, средства. Интересы самого искусства тут даже не рассматривались, не брались в расчет.

Но свободой оказалось невозможно манипулировать. Вот главный итог, который можно сделать сегодня, по итогам восьмилетнего существования Гоголь-центра. Проблема в том, что подлинную свободу трудно заставить работать на кого-то, кроме нее самой. Тут еще многое зависело от личности самого Серебренникова. Несмотря на весь его эстетский имидж, он в первую очередь трудоголик, и смысл его жизни - именно в работе (это его, пожалуй, и спасло во время процесса, не дало ему сойти с ума).

У нас критикуют определение «культурная индустрия», «производство образов» и т.д. – мол, это какой-то нечуткий, менеджерский подход. Но слово индустрия тут - как раз точное: оно отражает именно непрерывность работы с человеком. Культура в новом мире должна непрерывно учить человека что-то чувствовать, переживать, ощущать. Это даже не разговоры о том, чтобы «учить добру», - достаточно пробудить чувства, а затем чувствительность уже сама научит человека остальному. В том числе - отделять добро от зла. Эта система культуры построена на максимальном доверии к человеку. В противоположность этой установке, наша система культуры до сих пор есть система контроля: она «воспитывает ценности», полагая, что человек - пустой сосуд. И его нужно наполнить до самого горлышка единообразной массой раз и навсегда, а затем караулить, чтобы не сбежало, или чтобы не растряслось по дороге.

Наша система культуры до сих пор «воспитывает ценности», полагая, что человек — пустой сосуд

Существенная разница между Серебренниковым и другими деятелями культуры в том, что он занимался в театре непрерывным производством чувств. Он занимался кибернетикой - там, где остальные считали на счетах. Он не спектакли ставил, а создавал силовое поле чувствительности. Он мыслил циклами, системами чувств. Причем это «обучение зрителя чувству» было неотделимо от обучения его самой жизни, навыкам сосуществования в новом мире. Серебренников не отделял – как у нас принято – «искусство от жизни». Он ориентировался на личную совесть и вкус, его этика, соответственно, неотделима от эстетики, а эстетика - от организации пространства (открытый театр).

Государственная машина может притворяться современной и ходить в рваных джинсах – но она требует отчетности. Неважно даже, о чем - важно, чтобы искусство всегда отчитывалось. За отчетный период… сделано… проведено… и так далее. А с Гоголь-центром выяснилось, что эффект от пробуждения чувств нельзя посчитать - попахивает каким-то космосом. И вдобавок – им невозможно манипулировать. В итоге этот эксперимент сочли неудачей – и отменили (не продлили) весь этот космос - к такой-то бабушке.

В сущности, официальная культура сегодня ориентируется на модель кино – ее можно считать идеалом. Там все строго соблюдают правила игры, поэтому смысл в конце каждого нашего фильма всегда один и тот же – «без государства пропадешь». С театром это плохо работает, но с Гоголь-центром - особенно. Там вообще не было формальных, проходных вещей. Это, вероятно, сегодня и есть - самое опасное. Потому что главная задача, если судить по тому же кино, сегодня максимально иная: отучить зрителя вообще что-либо чувствовать по-человечески. Отучить его испытывать чувство солидарности, чувство стыда, совести, сострадания и так далее. Весь этот колпак, который называется госкультурой, нужен для того, чтобы поставить максимально жесткие перегородки между искусством и жизнью. Перегородить железными заграждениями - которыми у нас теперь обычно перегораживают центр города перед выходными.

Главная задача госкультуры — отучить зрителя вообще что-либо чувствовать по-человечески

Интересно теперь будет наблюдать за судьбой самого Гоголь-центра. Удалось ли Серебренникову создать самовоспроизводящийся механизм культуры? Он ведь тоже учил людей не бояться и не врать, а такие институты, говорят, отличаются живучестью. Впрочем, мы наблюдали и примеры того, как эти институты в мгновение рушились. Личность, как написала недавно Анна Наринская, сегодня определяет все, а не институты. Худшим результатом будет возвращение Гоголь-центра обратно – туда, где театр ничего не значит. Театр для транзитных пассажиров, опоздавших на свой поезд на Курском вокзале.

…Забавно все-таки, что модель существования хорошего театра в России за 30 лет с момента буржуазной революции (1991) никак не изменилась. Он по-прежнему существует в амплитуде между - условно - Мейерхольдом и Любимовым. Этот театр всегда существует как бы случайно, по недосмотру - до очередных репрессий или постановлений, и заканчивается либо изгнанием творца, либо - и того хуже. Возможно, что Серебренникову все же удалось создать такой аккаунт, который будет работать и без него. И тогда он переиграл само время. В котором открытий не было предусмотрено планом – но они все-таки произошли.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика