Так говорил Жириновский. Как фантазии политика привели Россию к фашизму - «Мнения» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Мнения » Так говорил Жириновский. Как фантазии политика привели Россию к фашизму - «Мнения»
Так говорил Жириновский. Как фантазии политика привели Россию к фашизму - «Мнения»
Сергей Медведев Историк, писатель, профессор Свободного Университета Владимир Жириновский, с точностью до двух дней предсказавший войну с Украиной, так и не узнал, что она началась, и не увидел результата своей многолетней деятельности. Похороны политика прошли на высшем уровне: Владимир Путин

Сергей Медведев
Историк, писатель, профессор Свободного Университета

Владимир Жириновский, с точностью до двух дней предсказавший войну с Украиной, так и не узнал, что она началась, и не увидел результата своей многолетней деятельности. Похороны политика прошли на высшем уровне: Владимир Путин приехал попрощаться лично. Писатель и историк Сергей Медведев анализирует, как Жириновский легитимизировал русский фашизм, в полной мере адаптированный Путиным в государственную политику.

Умер патриарх российской политики Владимир Жириновский. Далеко не самый старый, всего 75 лет – на российском Олимпе это возраст зрелости, не более – далеко не самый титулованный, но однозначно (его любимое слово, спародированное программой «Куклы») один из столпов постсоветской эпохи. Более того, именно он в шутовской и гротескной форме сформулировал политическую программу реваншизма, ставшую официальной доктриной России 2020-х, и был крестным отцом российского фашизма, поднявшегося во весь рост с началом войны в Украине.

Отпевание покойного в Храме Христа Спасителя и посещение службы президентом Путиным (или человеком, похожим на него) окончательно канонизируют покойного в качестве ключевого политика последнего тридцатилетия. Он сам предсказал такие свои похороны за много лет до смерти, как предсказал вообще очень многое, включая, с точностью до двух дней, начало войны в Украине – и этот пророческий дар говорит не столько об осведомленности покойного, сколько о том, что он безошибочно чувствовал Zeitgeist, дух времени, и сам этот дух формировал.

Он начинал как спойлер демократического движения, предположительно засланный госбезопасностью под вывеской сначала социал-демократической, затем либерально-демократической партии. С демократией у него, политика вождистского типа, предсказуемо не задалось, и своим уникальным чутьем он нащупал ту тему, которая приведет его к триумфу, а Россию, в итоге, к краху: на первых в истории России президентских выборах в 1991 году он неожиданно заявил, что «во главу угла ставит русский вопрос»: «155 миллионов русских находятся в самом униженном, оскорбленном положении! Это самая заплеванная нация!». Так начала восходить его звезда: на тех выборах он был третьим, получив почти 8% голосов, а парламентские выборы 1993 года ЛДПР уже выиграла, набрав 23% голосов, что исторгло у тогдашнего властителя умов и бывшего депутата Юрия Карякина эпический возглас: «Россия, одумайся, ты одурела!».

«Русские — самая заплеванная нация!» — заявлял Жириновский в 1991-м

Та самая «одуревшая» Россия, о существовании которой не хотели знать глашатаи перестройки и которая сегодня расстреливает, пытает, насилует и мародерствует в Буче, Гостомеле и Мариуполе, на долгие годы стала электоральной вотчиной Жириновского. Костяк его избирателей составляли мужчины средних лет и старше, жители городских окраин, депрессивных регионов, малых городов, с низким образовательным уровнем и социальным капиталом, с военным или криминальным прошлым: те, кто более других потерял от реформ, обиженные на мир свободы и глобализации и ностальгирующие по советскому прошлому. Они не были в России доминирующей силой, ни электорально, ни демографически, но они представляли из себя тот социальный хартленд, «мужиков в гаражах», который Сурков позже назовет «глубинным народом» - и с этим народом Жириновский начал говорить на его языке, раскрывая его болевые точки, давая ему язык и голос, легитимируя эту смутную обиду на жизнь и превращая ее в свой политический капитал.

Он был далек и от интеллигентских камланий русского национализма, с молитвословом в руке и капустой в бороде, и от мрачной решимости, бритых голов и сбитых костяшек неонацистов на «русских маршах», но он обладал даром проговаривать с трибуны вещи, которые тогда казались табуированными, непристойными, маргинальными, уделом кухонь, пивных и тех самых гаражей, которые благодаря ему вошли в публичную речь, политический язык и в итоге стали дискурсом власти.

Четыре всадника апокалипсиса

Жириновский легитимировал четыре главных элемента отечественного фашизма, и главный из них – это обида, на которой зиждется такой сложный моральный комплекс как ресентимент: слово, которым сейчас бросаются направо и налево. Ницше называл ресентиментом «мораль рабов», зависть проигравшего, бессильную ненависть раба к господину, которого он считает причиной своих неудач. Жириновский заговорил об обиде, когда это еще не стало политической модой. Более того, в начале 1990-х политическая и экономическая элита была скорее в эйфории от открывшихся перспектив, от пластичности реальности и возможности менять ее за одну ночь. Были локдауны, банкротства, полуголод, были преступность на улицах и этнические конфликты по периферии – но люди были склонны винить в этом советское прошлое, прогнившую систему, а в Западе видели образец и цивилизационную перспективу. Сейчас в это сложно поверить, но в тот момент у активной части населения не было обиды на внешний мир, а скорее желание к нему присоединиться.

Первым об обиде и унижении России публично заговорил Жириновский. Помню свое удивление, когда впервые увидел в Москве огромный предвыборный билборд ЛДПР «За русских, за бедных!», я тогда подумал: а почему русские бедные? На фоне Средней Азии, Молдовы, Беларуси, Украины Россия казалась островом процветания, привлекала инвестиции, строила свой аляповатый капитализм, привлекала мигрантов, однако Жириновский умело выстраивал нарратив проигравших, и к середине нулевых о русской обиде заговорила вся политическая элита – и тогда же стали появляться ламентации о «крупнейшей геополитической катастрофе» распада СССР (Путин, 2005 год) и выкатываться списки претензий к Западу (его же Мюнхенская речь в 2007-м).

Из обиды родился и второй элемент фашистской эксцентриады Жириновского: имперский реванш. «Я подниму Россию с колен!» гласил его предвыборный плакат 1993 года, на добрых пятнадцать лет предвосхитив один из главных лозунгов Владимира Путина. Тема восстановления СССР красной нитью проходит через его речи: «Наше пожелание всем бывшим советским республикам: погуляли — хватит. Пора возвращаться домой». Через пару десятков лет эти эпатажные заявления вернулись со всей серьезностью в программных заявлениях Путина о «подарках от русского народа» братским республикам, которые необходимо возвращать.

Тема восстановления СССР красной нитью проходит через речи Жириновского

Экспансионизм – третий всадник Апокалипсиса по Жириновскому. Одна из самых известных его цитат, о русском солдате, омывающем сапоги в Индийском океане – по сути, апокриф, мир, от которого наш герой вяло отрекался, – но независимо от того, говорил он это или нет, он грезил о «Последнем броске на Юг» (название его книги), призывал бомбить Багдад, Тбилиси, Стамбул, реализуя давнюю имперскую мечту о щите на вратах Царьграда. И здесь опять-таки Путин пошел по его следам в южном векторе своей внешней политики: война в Сирии, конфронтация с Турцией, вмешательство российских сил в Ливии и Центрально-Африканской Республике.

И наконец, четвертый элемент – ксенофобия. Жириновский ненавидел всех: от Кавказа, который он обещал обнести колючей проволокой, до Украины, которую он не считал за государство, призывая отнять Севастополь аж в далеком 1990-м, от мигрантов до евреев, которых обвинил в разжигании антисемитизма. Отдельно от него доставалось либералам, мультикультурализму и толерантности Запада – и это было удивительно слышать от экстраверта, комика, еврея-полукровки и бисексуала с пристрастием к красным и канареечным пиджакам и неизменной свитой из красивых молодых людей: он мог бы быть идеальным объектом ненависти для тех самых «мужиков из гаражей», но вместо этого он за них и для них формулировал их неприятие всего нового, броского, заграничного.

Все это звучало диссонансом в терпимой и плюралистичной атмосфере 90х, но стало мейнстримом в стремительно наступающей архаике путинской эпохи – с ее шовинизмом, милитаризмом, православием, «скрепами» и гомофобией. Культивируемая ненависть к Другому стала основой внутренней политики и нового общественного договора; на третьем сроке Путина, после разгрома Болотной в 2012 году, она превратилась в ключевую технологию власти, что позволяет говорить об окончательном оформлении фашизма в России. За прошедшее десятилетие на роль Других по очереди выдвигались иностранные усыновители, ЛГБТ, феминистки, либералы, «пятая колонна», фальсификаторы истории, «наши западные партнеры», Америка и «англо-саксы» (слово, вдруг появившиеся в словаре российской пропаганды, будто со страниц гитлеровской прессы), безобидная Чехия, неожиданно попавшая в список главных врагов России, и гордая Польша, засевшая, как кость в горле, у кураторов «исторической политики». И наконец, точь-в-точь по предсказаниям Жириновского, врагом номер один стала Украина.

Точь-в-точь по предсказаниям Жириновского, врагом номер один стала Украина

Историки будущего, видимо, реконструируют, как и когда паранойяльным воображением Владимира Путина завладела Украина – произошло ли это во время первого Майдана в 2004 году, когда заполыхали по периметру Империи «цветные революции», или во время второго, в 2013-м, – была ли это еще не изученная детская травма или взрослая ревность брошенного мужа-неудачника, но факт состоит в том, что украинцы для него стали тем же, чем евреи для Гитлера: занозой в картине мироздания. Все его псевдоисторические статьи последнего года, все его высказывания, бурлящие презрением и пошлостью («терпи, моя красавица»), свидетельствуют о том, что он решил перейти к «окончательному решению украинского вопроса». По мере того, как открываются все новые свидетельства зверств российской армии на временно оккупированных территориях Украины, становится ясно, что это было не пьяной оргией насилия и не эксцессом исполнителя, а запланированным террором, для участия в котором привлекались ЧВК Вагнера и специально подготовленные карательные подразделения, что уничтожение бомбардировками целых городов Украины вместе с их жителями происходит не из-за неразборчивости в целях, а по преступному умыслу. И в этом геноциде Украины, который происходит на наших глазах, Путин наследует заветам своего духовного отца Жириновского, который с легкостью разбрасывался ядерными бомбами в своих зажигательных речах.

Осторожно: постмодерн!

И здесь возникает главный вопрос: каким образом Россия со своим продвинутым городским классом, развитой публичной сферой, долгое время свободными СМИ, со своим историческим опытом насилия и чувствительностью к слову – каким образом мы на протяжении тридцати лет наблюдали зарождение, оформление и институциализацию самого настоящего, хрестоматийного фашизма? Почему ксенофобские инвективы Владимира Жириновского проходили по жанру комических куплетов, а не уголовных преступлений?

Ответ, видимо, в том, что новый российский авторитаризм, а за ним и фашистская диктатура, зародились в лоне постмодерна 1990-х. Попав в культурный контекст fin de siècle с его безболезненным падением Берлинской стены, а за ней и советской Империи Зла, которые, как оказалось, сделаны из картона, словно декорации эшафота в финале набоковского «Приглашения на казнь», с его «концом истории» и «миром без границ», с цитатами из Деррида («нет ничего вне текста») и Бодрийяра («Войны в Заливе не было»), с романами Пелевина и отделом культуры газеты «Сегодня» - российская политика формировалась как игровая ситуация, где невозможна полная гибель всерьез.

Новый российский авторитаризм, а за ним и фашистская диктатура, зародились в лоне постмодерна

На этом фоне и стал возможен политический театр Владимира Жириновского. Просвещенное общество взирало на него со смесью ужаса и восхищения, как читало, например, романы маркиза де Сада с их назидательными пытками, пьесы «театра жестокости» Антонена Арто, физиологичные рассказы Жана Жене – все они как раз тогда входили в культурный обиход. Многим нравилось, как легко он переходит границы, как ловко работает с запретными темами, как умеет эстетизировать насилие. Здесь можно вообще говорить о той разрушительной роли, которую сыграл по-провинциальному восторженно принятый постмодерн в неподготовленном общественном сознании России – он дал оправдание запретному (например, низким инстинктам толпы), он смазал моральную оценку (говорить об этике неловко, если все вокруг игра), он вывел на политическую арену самые гротескные формы палеоконсерватизма и неосталинизма: от Дугина и Проханова до Лимонова и Жириновского – танцуют все на постмодернистском бале у Сатаны!

С другой стороны, буффонада Жириновского была востребована силовиками и, во все возрастающей степени, Кремлем. Они видели в этом полезную технологию канализации ресентимента, правого радикализма и протофашизма, его маргинализации в бродячем цирке Жириновского (политик любил гастролировать на поезде по стране, собирая толпы по городам и весям; в столице он любил выступать у метро «Сокольники», выдавая там, подобно Фиделю, многочасовые монологи о международном положении). Он и собирал свои 10–15 процентов в электоральной нише ЛДПР (23% 1993 года остались его недосягаемым звездным часом), которая с каждым годом неуклонно сокращалась.

Между тем силовики развернули настоящую охоту за теми в этом секторе, кто был готов к реальному политическому действию – русскими националистами и правыми радикалами. Пока Жириновский развлекал толпу своими эскападами, ФСБ и МВД, в том числе специально созданный центр «Э», полностью зачистили крайний правый фланг политического спектра и вслед за ним перешли на другие формы политического активизма, а после Болотной стали целенаправленно «работать» по либеральному сегменту, протесту «рассерженных горожан», многочисленным зонам гражданской мобилизации и активизма. В погоне за реальными и вымышленными радикалами силовики создали радикализм иного типа, куда более страшный и ресурсно обеспеченный – самовозбуждающуюся машину государственного террора, которая не умеет ничего иного кроме как бороться с другими: геями, либералами, «национал-предателями», исламистами, иеговистами, рассматривая их в качестве своей кормовой базы. Фашизм созрел там, где его не ждали. На выжженную политическую арену вышел принципиально новый типаж – православный чекист с томиком Ивана Ильина. Началась принципиально другая политическая эпоха, в которой мы сейчас живем.

Новый Франкенштейн

Суть ее в том, что балаганный фашизм Жириновского, созданный госбезопасностью, прикормленный Кремлем, не сдержанный ни гражданским обществом, ни политической и судебной системой, стал политической рутиной, превратился в дискурс власти и слился с репрессивно-силовой машиной, сделался ее идеологией и мотивацией. Идеи имперского реванша скрестились с полицейским аппаратом и военной мощью России, укрепленной за последние 20 лет, и породили чудовище Франкенштейна: государственный фашизм. Это тот самый «новый фашизм», о котором пишет Джудит Батлер – в нем, во-первых, узаконена «свобода ненависти», а во-вторых, мобилизуется ресентимент, чтобы вызвать у людей чувство ущемленного национального величия. Официальные пропагандистские рупоры сегодня транслируют те же самые идеи Жириновского – но уже оправдывают ими убийство украинцев. Буйные фантазии эксцентричного политика о глобальном реванше, восстановлении СССР, уничтожении Украины превратились из симулякров, риторических фигур и политических технологий в «Грады», «Точки-У» и кассетные бомбы, которые обрушиваются сегодня на украинские города.

Буйные фантазии о восстановлении СССР превратились в «Грады», «Точки-У» и кассетные бомбы

Сам политик не дожил до триумфа своих фантазий: он заболел коронавирусом еще в начале февраля, на фоне пневмонии был переведен на аппарат ИВЛ и в самом начале войны, 26 февраля, введен в искусственную кому. Его дальнейшее биологическое существование теряется в догадках и слухах – одни говорят, что он приходил в сознание, читал новости и даже «работал с документами», другие утверждают, что, не выходя из комы, он умер 25 марта (о чем поспешил сообщить в Госдуме его однопартиец Александр Пронюшкин) и его тело выдерживали в морге две недели, чтобы предъявить для прощания Путину – ибо никто, ни живой, ни мертвый, не смеет приблизиться к суверену без соблюдения 14-дневного карантина. Этот разнобой конспирологических версий («слухи о моей смерти были несколько преувеличены», как шутил Марк Твен) был под стать комической фигуре усопшего.

Демонстративно личное и даже, не побоюсь этого слова, интимное прощание Владимира Путина с его тезкой Жириновским – из зала был удален не только почетный караул, но и знамена России – еще раз подчеркнуло ту уникальную роль, которую играл усопший в жизни президента: в последний раз Путин так прочувствованно прощался со своим первым тренером по дзюдо Анатолием Рахлиным в Петербурге в августе 2013 года; в тот раз он тоже от избытка чувств сбежал от охраны, чтобы в одиночку пройти по пустынной улице Ватутина. Мы думали, что Жириновский был любимым шутом при царе, но он также был его наставником, учителем, сенсеем. Тело лидера ЛДПР было обеззаражено и захоронено на Новодевичьем кладбище, но вирус фашизма и дело Жириновского живет. Да и все мы сегодня живем в постапокалиптическом мире, придуманном Владимиром Жириновским.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика