От майдана до министра. Чем запомнился украинцам непотопляемый глава МВД - «Мнения»
Юрий Мацарский
После рекордного семилетнего пребывания в украинском правительстве Арсен Аваков покинул пост главы МВД. Формально уволился он по собственному желанию, однако есть все основания полагать, что заявление было написано под давлением со стороны офиса президента Владимира Зеленского. Уж очень токсичным и неуправляемым стал министр.
Биография Арсена Авакова похожа на современную адаптацию викторианского приключенческого романа, герой которого - не самый чистоплотный и склонный к разного рода авантюрам, - раз за разом выпутывается из сложных ситуаций, не очень серьезно относится к присягам и обязательствам и с готовностью берется за работу, в которой ничего не понимает, но подспудно ощущает, что она может принести ему личную выгоду.
На большой политической сцене он появился в 2004 году, накануне очередных президентских выборов. Аваков, до того занимавшийся банковским бизнесом и как политик засветившийся лишь на региональном уровне, перед теми выборами вошел в харьковский штаб кандидата Виктора Ющенко. Харьков - приграничный город-миллионник, в котором и сейчас, на восьмом году необъявленной Россией войны против Украины, хватает ориентированных на Москву избирателей. А тогда, почти 17 лет назад, таковых и вовсе было большинство. Выступить на стороне кандидата, заявлявшего о намерении вести страну в сторону Евросоюза и НАТО, в Харькове в то время было настоящей фрондой.
Фрондой, которую заметил, оценил и не забыл Виктор Ющенко после того, как вырвал победу у Виктора Януковича и все-таки занял президентское кресло. Активность Авакова и в телеэфирах, и на Майдане, собранном сторонниками Ющенко, когда стало понятно, что победу у их кандидата собираются украсть, привела его в кресло главы Харьковской областной администрации. В 2010 году Арсен Аваков этот пост покинул, рассорившись с Ющенко и завязав деловые отношения с Юлией Тимошенко. К тому времени она тоже успела побить горшки с президентом и строила свои политические планы без оглядки на Ющенко.
Активность Авакова в телеэфирах и на Майдане привела его в кресло главы Харьковской областной администрации
От партии Тимошенко «Батькивщина» Аваков баллотировался на пост мэра Харькова, но проиграл выборы (говорят, не без «каруселей» и подтасовок, организованных по команде избранного президентом Виктора Януковича) Геннадию Кернесу.
После проигранных выборов и целой серии судов, в ходе которых адвокаты Авакова безуспешно пытались доказать, что победа у их клиента украдена, несостоявшийся харьковский мэр перебрался в Милан. В Италии у Авакова и его жены несколько бизнесов и вилла, которой его попрекает каждый конкурент и недоброжелатель. Претензий по поводу происхождения этой виллы к Арсену Авакову никто не предъявлял, но вопросы у прокуроров к миланскому изгнаннику все же возникли. Аваков даже провел некоторое время в итальянской тюрьме, куда попал по запросу украинской стороны. Прокуроры обвиняли его в махинациях с земельными участками в бытность губернатором харьковской области. Но убедить итальянцев в состоятельности обвинений не смогли, и те вскоре отпустили сидельца, отказавшись выдавать его Януковичу.
Аваков не простил обиды, которую нанесла ему тогдашняя украинская власть. Отомстить Януковичу он смог уже в Украине, куда вернулся в 2012 году, после избрания в парламент по списку «Батькивщины» и получения неприкосновенности. В ходе Революции Достоинства 2013-2014 годов Арсен Аваков был комендантом киевского лагеря протестующих и, как и на Майдане 2004-2005 годов, был исключительно заметен и активен. Так, одно из самых известных воззваний в соцсетях с призывом выходить на протест принадлежало именно ему. Увековеченная в тысячах скриншотов и перепостов, эта запись оканчивалась эмоциональным постскриптумом «Мусора - не люди».
Всего через несколько недель после публикации этого текста Арсен Аваков был назначен главой МВД. Министерство в тот момент было абсолютно дезориентировано: его руководство вслед за Януковичем бежало в Россию, часть сотрудников в Крыму и на Донбассе перешла на сторону российских оккупантов, бойцы из спецотряда «Беркут» прятались у знакомых и по конспиративным квартирам, боясь мести за расстрелы протестующих на Майдане.
На Донбассе начиналась война, провокаторы раскачивали Харьков, Днепропетровск, Одессу. И продемонстрированное Аваковым умение локализовывать и обезвреживать очаги напряженности там, куда оккупанты не дошли, помогло ему выстроить имидж талантливого и незаменимого человека.
Аваков остался на посту после смены в июле 2014 года исполняющего обязанности президента Александра Турчинова избранным главой государства Петром Порошенко. А еще год спустя рьяно принялся за реализацию реформы МВД. В ходе этой реформы украинская милиция превратилось в полицию. Старую, насквозь коррумпированную ГАИ заменили одетые в сшитую по американскому образцу форму и ездящие в подаренных японцами машинах патрульные. На этом реформа, по большому счету, и закончилась.
Выписанные Петром Порошенко из Грузии и с помпой представленные украинцам в качестве движущей силы реформы Хатия Деканоидзе и Эка Згуладзе вскоре тихо ушли с созданных специально для них постов в МВД. Переаттестация сотрудников полиции, заявленная как очищение органов от неблагонадежных и коррумпированных сотрудников, фактически провалилась - больше 90% из уволенных через суд восстановились на прежних должностях. Менты продолжили брать взятки, пытать подозреваемых и попадать в скандалы с убийствами невиновных, изнасилованиями и разбоем. Сам министр влип в историю с закупками для сотрудников МВД рюкзаков по в разы завышенным ценам, сшитых на предприятии его сына.
Но ничего из этого не могло потопить Арсена Авакова. Более того, он превращался в абсолютно самостоятельную политическую фигуру, которая принимала участие в переговорах с иностранными делегациями, призывала к пересмотру Минских соглашений и даже ездила с официальным визитом в Ватикан.
Ссориться с министром, контролирующим полицию и Нацгвардию, никто во власти не хотел. Тем более, его симпатизанты постоянно рассказывали по телевизору о том, что уход Авакова приведет к хаосу в стране: мол, только поднаторевший в деле управления полицией бывший комендант Майдана может эффективно командовать силовиками в условиях внешней российской агрессии и внутренней нестабильности.
Ссориться с министром, контролирующим полицию и Нацгвардию, никто во власти не хотел
Создается впечатление, что эти заклинания сработали даже лучше, чем рассчитывали их авторы. По крайней мере, Петр Порошенко так и не рискнул уволить Авакова даже тогда, когда тот накануне выборов 2019 года открыто поддержал его главного соперника - Владимира Зеленского.
Отношения Авакова с Зеленским после победы последнего на президентских выборах поначалу походили на медовый месяц. На словах новый президент был одинаково строг ко всем чиновникам и даже говорил что-то об испытательном сроке для главы МВД. Но на деле Авакову не вспоминали ни застой в реформе ведомства, ни отсутствие прогресса в расследовании резонансных дел. Зеленский даже дал втянуть себя в странную авантюру, очевидно затеянную самим министром или кем-то из его окружения с целью напомнить о незаменимости Авакова.
Вскоре после избрания новый президент принял участие в срочно созванном брифинге главы МВД, на котором Арсен Аваков объявил о раскрытии убийства журналиста Павла Шеремета. Это - одно из самых резонансных дел в современной истории Украины. Шеремета взорвали летом 2016 года в автомобиле в самом центре Киева по дороге на работу. Долгое время следствие топталось на месте и не могло определиться даже с официальной версией убийства: то ли журналиста убили из личной неприязни, то ли из-за его работы. А тут вдруг глава МВД созывает срочную пресс-конференцию, на которую приглашает тогдашнего генпрокурора Руслана Рябошапку и президента Владимира Зеленского. И они все трое на камеры заявляют фактически о завершении следствия и даже называют имена подозреваемых. Причем, иногда забываются и в нарушение презумпции невиновности именуют подозреваемых убийцами.
Взорванный автомобиль Павла Шеремета
Очень похоже на то, что этот брифинг стал первой большой ошибкой Арсена Авакова на посту главы МВД. Предоставленные в его ходе доказательства оказались очень сомнительными, за отправленных в СИЗО обвиняемых - волонтеров и ветеранов боевых действий - вступилось гражданское общество. В Киеве и ряде других городов прошли массовые выступления в их поддержку. Звучавшие в ходе демонстраций призывы к увольнению Авакова переросли в требования отставки президента. Суды постепенно выпустили из СИЗО всех подозреваемых. И хотя они все еще остаются в этом статусе, очень многое указывает на то, что полиция взяла не тех и суд вынесет оправдательный приговор.
В этом году - 20 июля - исполнится уже пять лет со дня гибели журналиста. И у его коллег, а также у оппозиции вновь возникнут вопросы к властям о том, кто же на самом деле стоит за этим преступлением. Самым логичным выходом для офиса президента в этой ситуации является отставка Авакова как человека, так и не поставившего точку в расследовании. Увольняя его, власть, можно сказать, обнуляет расследование и списывает все провалы на уходящего министра.
Кроме того, годовщина гибели Шеремета - повод вспомнить и о других профессиональных провалах Авакова. А таких за долгую правительственную жизнь набралось немало, начиная от убийства милиционерами координатора «Правого сектора» на западе Украины Сашко Билого и заканчивая все более частыми сообщениями о возвращении патрульных полицейских в новой модной форме к старым коррупционным схемам решения вопросов с нарушителями.
Но и на это власть закрыла бы глаза, как она делала много лет, продемонстрируй он готовность играть по ее правилам. Годами Арсена Авакова спасало умение работать с самыми разными людьми и подчиняться самым разным начальникам, умудряясь при этом не быть с ними в одной команде. Так было с Ющенко, так было с Тимошенко, с Порошенко и другими политиками. Арсен Аваков легко вступал с ними во временные альянсы и так же легко рвал отношения. Он умудрялся быть своим для «Народного фронта» Арсения Яценюка, не портя при этом отношения с «Батькивщиной». Протежировал нелепого Илью Киву - того самого, что с трудом подбирает цензурные слова в разговоре, но запросто защищает кандидатскую. И при этом поддерживал теплые отношения с олигархом Игорем Коломойским.
Аваков легко вступал во временные альянсы и так же легко рвал отношения
В прежние годы такая неизбирательность в контактах была залогом успеха: можно было поссориться с одной парламентской фракцией или группой влияния в кабмине, но выплыть за счет хороших отношений с другой. Сейчас же, несмотря на все скандалы и внутренние шатания, офису Зеленского все еще удается сохранять лояльное монобольшинство в парламенте и не отказываться от стремления полностью контролировать кабмин. Через два с лишним года после своего избрания Владимир Зеленский наконец ощутил себя достаточно самостоятельным игроком для того, чтобы разобраться с последним относительно независимым игроком в своем окружении.
Наверняка Авакову намекали на желательность и даже необходимость демонстрации лояльности новому главе государства. Объясняли, что времена изменились и «между капельками» постоянно ссорящихся парламентских фракций уже не проскочить. Но от старых привычек не так-то легко избавиться, особенно, когда они столько лет доказывали свою эффективность. И когда в офисе президента окончательно поняли, что на стопроцентную лояльность рассчитывать не могут, решили основательно подорвавший доверие к власти проект Авакова объявить закрытым. Откажись министр уходить по хорошему - его без особого труда удалось бы уволить голосованием монобольшинства по представлению главы государства.
Что бы ни было с Аваковым дальше - а украинцы сейчас гадают, пойдет ли он на выборы мэра Харькова, уедет ли в Милан или замахнется на избрание в президенты - в Украине его будут помнить еще очень долго. Одни - как человека, заменившего пузатых гаишников на симпатичных юношей и девушек в красивой форме, другие - как спасителя отечества, задушившего сепаратистские бунты в Днепропетровске и Харькове, третьи - как фальсификатора, стремившегося ради улучшения отчетности отправить за решетку скорее всего невиновных людей.