Что могло заставить чернокожего американца переехать в сталинскую Россию? - «Иностранная пресса»
Денин Л.Браун | The Washington Post
"Откуда в России взялся портрет чернокожего мужчины? Здесь с цветными обращались просто ужасно", - подумал в 1992 году белый американец Энди Ледди, увидев в московском антикварном магазине "живописный портрет чернокожего россиянина", как называет эту картину обозреватель The Washington Post Денин Л.Браун. Ледди также счел, что портрет - "героический и романтический, хотя странно видеть чернокожего персонажа в героической позе".
Продавцы сказали Ледди, что на картине неизвестного художника изображен некий Паттерсон, сыгравший главную роль в "классическом русском фильме".
Ледди был заинтригован: каково жилось этому человеку? "Кто потратил время и силы, чтобы воспеть его в портрете? Достаточно взглянуть на заголовки газет - в России крепнет национализм, после распада СССР стало больше преступлений на почве расизма. Тем примечательнее выглядит эта картина", - размышлял американец.
Ледди потратил несколько лет на разыскания. И обнаружил: 60 годами ранее 22 чернокожих рабочих, актеров, студентов и писателей прибыли в Москву по приглашению правительства Сталина. "Они собирались снять революционный фильм, обличающих зверства расизма в США", - говорится в статье.
Сталин надеялся "распространить идеалы коммунизма, начав "черную" революцию в США", говорится в статье. "Они создали нечто под названием Коммунистический интернационал, - говорит Джелани Кобб (Коннектикутский университет). - Они приказали организовать черных американцев, надеясь создать кадры чернокожих радикалов".
Кобб разъясняет: "В России, где чернокожих никогда не порабощали, классовая принадлежность была важнее цвета кожи". Чернокожие американцы приезжали, пленяясь обещанием расового равноправия в стране, которая ратовала за экономическое равенство рабочего класса. В СССР побывали поэт Клод Маккей, писатели Уильям Л.Паттерсон и Уейленд Радд.
Певец Поль Робсон в 1952 году получил Сталинскую премию. В показаниях в Конгрессе США (в период маккартизма. - Прим.ред.) в 1956 году он сказал: "В России я впервые почувствовал себя полноценным человеком. Никаких расовых предрассудков, как в Миссисипи".
Газета возвращается к группе чернокожих, которые приехали в СССР в 1932 году. Среди них был Ллойд Паттерсон, только что окончивший институт по специальности "дизайн интерьеров". Другой участник, известный американский писатель Ленгстон Хьюз, написал об этой поездке книгу.
Съемки фильма сорвались. Некоторые участники вернулись в США, но Паттерсон остался. Как он объяснял в 1936 году в интервью Chicago Defender, в Америке он не находил применения своим талантам из-за дискриминации, а в СССР открывались широчайшие возможности.
Вернемся к изысканиям Ледди. Он прочел в журнале статью о Пушкине, проиллюстрированную портретом чернокожего русского поэта Джеймса Паттерсона. Он отыскал этого человека, договорился о встрече в Москве и, только показав матери Джеймса портрет, узнал, что на нем изображен ее муж - Ллойд.
У Ллойда Паттерсона и его жены, художницы Веры Араловой, было трое детей. Джеймс в детстве сыграл в фильме "Цирк" ("пропагандистской вещице о межрасовых отношениях в США", - пишет автор статьи, пересказывая сюжет). Потому-то продавцы в антикварном магазине подумали, что на картине изображен Джеймс, а не его отец.
Как в свое время писала Chicago Defender, Ллойд работал как художник-оформитель в гостинице "Метрополь" и в Кремле, у него были выставки. Он умер в 1942 году.
В 1990-х Джеймс Паттерсон вместе с матерью переехал в США. По словам его родственника Кена Гамильтона, 80-летний Паттерсон до сих пор пишет стихи на русском и английском.
Портрет Ллойда Паттерсона будет показан на выставке "В тени Сталина: семья Паттерсонов в живописи и кино", которая открывается в музее Фралин (Виргинский университет).
Ледди надеется, что эта история заставит американцев призадуматься, что гнало чернокожих в Россию. По его мнению, американцы чересчур романтизируют свое прошлое, а на деле в 1930-е годы чернокожим жилось ужасно.