Секретная миссия: речному богу подыскали новое жилище - «Иностранная пресса»
Бен Хойл | The Times
Вечером в минувший вторник, когда чернильная тьма окутала Петербург, а с Невы, частично покрытой льдом, дул свирепый ветер, к Эрмитажу подъехал грузовик, повествует корреспондент The Times Бен Хойл. Он прибыл из аэропорта в сопровождении вооруженной охраны на автомобиле без опознавательных знаков. "Но полицейского эскорта не было: никто не хотел привлекать внимание к тяжелому грузу, спрятанному в грузовике", - говорится в статье.
Груз перенесли в надежное хранилище, которое двумя неделями ранее оборудовала группа сотрудников Британского музея. Лишь немногие из присутствующих знали, что стали свидетелями эпохального события - один из "мраморов Элгина" впервые с 1816 года оказался за пределами Лондона, пишет корреспондент, имея в виду собрание произведений древнегреческого искусства, привезенное в Великобританию лордом Элгином и приобретенное Британским музеем; Греция долгое время требует его вернуть.
Итак, древнегреческая статуя из Британского музея временно предоставлена Эрмитажу. Автор рассказывает предысторию.
Директор Британского музея Нил Макгрегор и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский - давние друзья, у которых есть общие черты: "непочтительное чувство юмора и пламенная преданность идее, что культура способна крепить между странами связи, которых не в силах наладить ни политики, ни дипломаты".
В прошлом году Макгрегор сообщил Пиотровскому, что Британский музей хотел бы предоставить Эрмитажу какой-нибудь экспонат по случаю его 250-летия.
Пиотровский попросил кураторов составить списки пожеланий. Анна Трофимова, глава отдела античных древностей, попросила один из "мраморов Элгина", хотя "не верила, что это сбудется".
Но Британский музей, наоборот, сам дожидался подобных просьб.
Лесли Фиттон, хранитель отдела Древней Греции и Древнего Рима, сказала: "Мы просто обязаны это делать [предоставлять "мраморы Элгина" для выставок в других музеях], так как на нашем сайте висит заявление, недвусмысленно гласящее, что мы готовы предоставить для выставок любую вещь из собрания". Как поясняет Бен Хойл, это элемент стратегии по противодействию претензиям Греции на скульптуры из Парфенона.
Попечительский совет Британского музея несколько раз обсудил заявку Петербурга. Это происходило на неблагоприятном политическом фоне, пишет автор: "На Украине Кремль аннексировал Крым, а затем оказал моральную, политическую и, если верить НАТО, военную поддержку пророссийским повстанцам". Окончательное согласие было дано в начале октября.
Между тем в середине октября, когда новая жена Джорджа Клуни, юрист Амаль Клуни, взялась отстаивать претензии греческого правительства на "мраморы Элгина", собрание вновь оказалось в центре внимания. "Британский музей, осаждаемый прессой, держал в секрете план вывоза экспоната в Эрмитаж", - пишет автор.
Британское правительство было проинформировано о решении Британского музея, но с ним не консультировались. По закону такие решения принимаются попечителями, отмечает автор.
Статуя "транспортировалась на самолете, чтобы снизить риск перехвата", пишет автор.
В четверг статую речного бога Илиссоса установили в одном из залов Эрмитажа. Макгрегор вместе с Пиотровским обошел вокруг статуи и заключил: "Он смотрится намного лучше, чем в Лондоне".