Как ЦРУ работало в Москве со "шпионом на миллиард долларов" - «Иностранная пресса»
Дэвид Хоффман | The Washington Post
The Washington Post публикует адаптированные выдержки из книги Дэвида Хоффмана "Шпион на миллиард долларов: Подлинная история шпионажа и предательства в годы холодной войны" (The Billion Dollar Spy: A True Story of Cold War Espionage and Betrayal), которая вышла 7 июля в издательстве Doubleday. Как сказано в сопроводительных комментариях, материалом для книги послужили 944 страницы специально рассекреченных и не подвергавшихся цензуре документов ЦРУ, посвященных деятельности агента Адольфа Толкачева - советского инженера и специалиста по самолетным радиолокационным станциям.
Операция с участием Толкачева стала "поворотным моментом" в деятельности американских разведчиков на территории СССР, говорится в статье. Прежде ЦРУ избегало вербовать местных жителей - "это было просто-напросто слишком опасно для советских граждан и должностных лиц, которых агентство могло привлечь", утверждает автор. Сотрудничество с Толкачевым оказалось очень плодотворным: за шесть лет он 21 раз встречался со связными из ЦРУ и передавал им "документы и схемы, раскрывавшие секреты советских радаров и оборонных исследований на многие годы вперед. Он выносил из своей военной лаборатории печатные платы и чертежи. Благодаря его шпионской деятельности Соединенные Штаты получили возможность доминировать в воздухе и воздушном бою. Была подтверждена уязвимость советской ПВО: стало ясно, что американские крылатые ракеты и стратегические бомбардировщики могли пролететь ниже той зоны, которую покрывали радары".
"В ВВС как-то подсчитали, что шпионская деятельность Толкачева сэкономила Соединенным Штатам 2 млрд долларов... Большую часть секретных документов Толкачев вынес с работы в обеденное время: прятал в пальто и затем фотографировал на 35-миллиметровую камеру Pentax, прикрепленную к стоявшему у него дома стулу. За это Толкачев хотел получать от ЦРУ деньги, в основном в знак уважения. В условиях дефицита, которым была охвачена Москва, купить на них было особенно нечего. Еще он просил для своего сына-подростка пластинки с музыкой западных исполнителей - The Beatles, Led Zeppelin, Uriah Heep и прочих".
Побудительным мотивом для Толкачева, по словам Хоффмана, стала "жажда исторической мести. При Иосифе Сталине, в годы "большого террора" 1930-х годов мать его жены расстреляли, а отца отправили в лагеря". Как отмечали работавшие с ним сотрудники ЦРУ, Толкачев "стремился нанести Советскому Союзу максимальный ущерб, не считаясь с риском. За государственную измену полагалась смертная казнь. Толкачев не хотел умереть в руках КГБ. На случай поимки он попросил у ЦРУ (и получил) капсулу с ядом".
В книге Хоффмана, среди прочего, рассказывается о технических ухищрениях, к которым прибегали работники ЦРУ для обмана сотрудников наружного наблюдения КГБ.
Было 7 декабря 1982 года, Толкачев пропустил уже пять явок, и в Москву с заданием восстановить контакт с пропавшим шпионом был направлен Билл Планкерт - высокий мужчина тридцати с небольшим лет, в прошлом военный летчик. "Планкерт в сопровождении жены и начальника резидентуры ЦРУ, который тоже был с женой, вышли из здания американского посольства и направились на парковку. За ними все время наблюдал одетый в форменную одежду военнослужащий, обо всем сообщавший в КГБ. Они сели в машину: начальник резидентуры - на место водителя, а Планкерт - на переднее сиденье рядом с ним. Жены устроились сзади с большим именинным пирогом".
"Шпионаж - это искусство создавать иллюзии. Этим вечером иллюзионистом был Планкерт, - продолжает автор. - Под верхней одеждой на нем был надет еще один слой вещей, типичных для русского человека преклонного возраста. Именинный пирог был фальшивый, под имитирующей пирог верхушкой было скрыто созданное кудесниками из техотдела ЦРУ устройство под названием "джек в коробочке". В ЦРУ знали, что сотрудники наблюдательных групп КГБ почти всегда следуют за машиной сзади, а рядом едут лишь изредка. Поэтому машина, в которой ехал офицер КГБ, могла остаться за поворотом-другим и там на мгновение скрыться из виду. В этот короткий промежуток времени оперативный сотрудник резидентуры ЦРУ мог выпрыгнуть из машины и исчезнуть. Одновременно с этим "джек" выпрыгивал из "коробочки" - в раскрытом виде он в общих чертах выглядел как голова и корпус только что выскочившего из машины оперативного сотрудника".
"Планкерт снял свою американскую верхнюю одежду. В полностью закрывавшей лицо маске и очках, он был загримирован под русского старика. Держась на расстоянии, их вел КГБ. Было семь вечера, солнце давно село. Машина завернула за угол. Планкерт распахнул пассажирскую дверь и выскочил. В тот же момент одна из женщин поставила именинный пирог на переднее пассажирское сиденье. Раздался звонкий хлопок, верхушка пирога раскрылась, голова и торс развернулись. Машина прибавила скорости".
"Планкерт сделал четыре шага по тротуару, на пятом из-за угла выехала машина КГБ. Фары выхватили из темноты старика на тротуаре, сотрудники КГБ его проигнорировали и припустили за машиной. "Джек в коробочке" сработал".