Забытые тайны Сталинградской битвы - «Иностранная пресса»
Тони Патерсон | The Independent
Это была самая кровавая битва Второй мировой - столь жестокая, что Советский Союз утаил правду, утверждает The Independent. И только теперь немецкий историк Йохен Хеллбек подготовил книгу "Сталинградские протоколы", основанную на ранее неизвестных интервью с солдатами Советской армии из архива Академии наук (Москва), сообщает журналист Тони Патерсон. Эти свидетельства настолько беспристрастны и столь изобилуют ужасающими натуралистическими подробностями, что после окончания войны Кремль опубликовал лишь малую толику.
Газета приводит несколько выдержек. 31 января 1943 года советские солдаты вошли в подвал универмага, где скрывались нацистские генералы. "Грязь, человеческие экскременты и невесть что еще высилось кучами по пояс человеку. Вонь была невероятная. Имелось два туалета, над обоими висели таблички "Русским вход воспрещен", - вспоминал майор Анатолий Солдатов.
Из интервью следует, что одним из главных мотивов яростного контрнаступления Советской армии была жестокость немецких оккупантов. "Видишь молодых девушек, детей, повешенных на деревьях в парке - это сильно действует", - сказал снайпер Василий Зайцев.
"Историческое значение интервью - в том, что они сеют сомнения в утверждениях нацистов, позднее подхваченных противниками СССР в годы холодной войны, в версии, что советские солдаты воевали столь отважно лишь потому, что иначе их расстреляла бы советская тайная полиция", - говорится в статье. Британский историк Энтони Бивор утверждает, что за время Сталинградской битвы были казнены 13 тыс. советских солдат. Однако документы, добытые Хеллбеком, гласят, что к середине октября 1942 года были казнены менее 300 человек.
"Может быть, некоторые интервью давались исключительно в целях советской пропаганды? Вопрос открытый. Политруки в своих свидетельствах дают понять, что играли важную роль, вдохновляя на бой", - говорится в статье. Факт тот, что, по данным Хеллбека, в Сталинграде число членов КПСС выросло с 28,5 до 53,5 тыс. в период с августа по октябрь 1942 года.
Но даже на победителей битва оказала гнетущее действие, пишет автор. Так, Зайцев спустя год жаловался на расшатанные нервы.