Эксцентричная российская художница стала папским портретистом - «Иностранная пресса»
Алессандро Специале | The Washington Post
Наталья Царькова - официальный художник Святого Престола, повествует The Washington Post. "Она говорит, что старается уловить как зримую внешность, так и духовную сущность своих моделей", - пишет журналист Алессандро Специале. Но Царькова признается, что решение Бенедикта XVI отречься вызвало у нее такой же шок, как и у всех остальных.
Царькова, уроженка России, православная по вероисповеданию. Однако с конца 1990-х годов она является официальным портретистом римских пап. Ее произведения висят во дворцах Ватикана, храмах и музеях разных стран мира. На выставке портретов пап в Вашингтоне, устроенной в 2005 году, портреты Царьковой оказались единственными работами ныне живущего художника - другие полотна принадлежали кисти Рафаэля, Караваджо и Веласкеса. "Группа экспертов включила мои картины в список из пяти лучших вещей на выставке", - с гордостью сообщила сама художница.
Царькова - уроженка Москвы, ей, видимо, лет 45 ("она не пожелала назвать свой точный возраст", - замечает автор). Ее маленькая квартира в Риме переполнена картинами, памятными вещами пап и "экстравагантными безделушками", по выражению автора. По комнате летает ручная сова по имени Руфус.
Портреты кисти Царьковой газета называет "живыми" и "совершенно реалистичными". Их детали указывают на труды и личные особенности героев: например, Бенедикт XVI попросил изобразить себя с тетрадью своих речей. Голубь, символизирующий Дух Святой, озаряет его лучезарным светом.
У Царьковой есть талант заводить связи среди аристократов Старого Света и иерархов Ватикана, полагает автор. Она приехала в Рим на несколько месяцев изучать античность и искусство Ренессанса. "Но я стала получать один заказ за другим и откладывала отъезд. По-моему, это был знак: мне было суждено написать папу", - говорит Царькова.
В 1998 году ей заказали официальный портрет Иоанна Павла II. "Тот факт, что она не католичка, никогда не порождал проблем", - замечает автор. "Мне казалось, что через искусство я могу быть как бы связующим звеном между католиками и православными", - говорит Царькова.
В последние годы ей удалось наладить тесные отношения с застенчивым Бенедиктом XVI и его окружением. Она уговорила личного секретаря папы написать предисловие к ее детской книге и прийти на ее презентацию.