Незабытая ошибка - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Культура » Незабытая ошибка - «Иностранная пресса»
Незабытая ошибка - «Иностранная пресса»
Эндрю Робертс | The Wall Street Journal "Кто развязал холодную войну? Два первых десятилетия ответ казался очевидным - Советский Союз", - пишет британский журналист и историк Эндрю Робертс в рецензии на книгу Роберта Джеллатли "Проклятие Сталина", опубликованной в The Wall Street Journal . "Потом,

Эндрю Робертс | The Wall Street Journal


"Кто развязал холодную войну? Два первых десятилетия ответ казался очевидным - Советский Союз", - пишет британский журналист и историк Эндрю Робертс в рецензии на книгу Роберта Джеллатли "Проклятие Сталина", опубликованной в The Wall Street Journal .

"Потом, в конце 1960-х годов в среде западных ученых и интеллектуалов зародился ревизионизм, что привело к попыткам переложить вину на президентов Трумэна и Эйзенхауэра, НАТО, ЦРУ и американский "военно-промышленный комплекс", - отмечает автор статьи.

Открытие российских архивов в 1992 году предоставило исчерпывающую информацию для установления истины: холодную войну начал Сталин. "Теперь по бережно поддерживаемым теориям об американской вине нанесен сокрушительный удар: книга доказывает, что на заре холодной войны "Москва всегда делала первый шаг, и что Запад, к сожалению, не видел в этом угрозы до 1947-1948 годов, когда жребий уже был брошен", - полагает Эндрю Робертс.

В "Проклятии Сталина" историк из университета штата Флориды Роберт Джеллатли демонстрирует, что Сталин "оказывал огромное влияние, гораздо более прямое, чем часто предполагалось", в деле послевоенного захвата Восточной Европы правительствами "Народного фронта".

"Отчасти катастрофически неверное руководство Сталина в области внешней политики, из-за которого он не предусмотрел нападение Германии на Россию, объясняется его фанатичной приверженностью марксизму-ленинизму", - излагает точку зрения автора книги рецензент.

Поскольку капитализм, согласно марксистской теории, неизбежно ведет к фашизму, Сталин не мог или не желал делать различие между действиями нацистской Германии и "буржуазного" Запада.

Таким образом, "Проклятие Сталина" противостоит теории сталинизма Джорджа Кеннана, в рамках которой роль идеологии в объяснении действий Сталина снижена и, наоборот, подчеркнуты традиционные внешнеполитические цели России, отмечает Эндрю Робертс. "Марксистско-ленинское учение полностью вдохновляло Сталина в течение его жизни, от его политики и военной стратегии до личных ценностных установок", - цитирует книгу Джеллатли автор.

"Джелаттли критикует Запад за то, что он позволил Сталину "осмелеть" во время Второй мировой войны, не в последнюю очередь на Тегеранской конференции в ноябре 1943 года, когда Рузвельт демонстративно встал на сторону советского лидера против Уинстона Черчилля, настаивая на более раннем сроке начала наступления в Нормандии", - пишет британский историк. "Автор цитирует начальника Генштаба Великобритании генерала Алана Брука, сказавшего, что "Сталин поставил президента под свой контроль", - говорится в рецензии.

Этого не произошло ни в Тегеране, ни позже в Ялте - Рузвельт не находился ни под чьим контролем. Во всем этом была и вина Черчилля. Во время Ялтинской конференции он придерживался той точки зрения, что Сталину можно доверять, например, в том, что он выполнит свое обещание обеспечить независимость и единство Польши после войны, приводит аргументы автора рецензент.

"Проклятие Сталина" стоит читать вместе с недавней книгой Энн Эпплбаум "Железный занавес", которая описывает события в Восточной Европе как прямой результат тех решений, которые, как пишет Джеллатли, Сталин принимал в Кремле", - советует Эндрю Робертс.

Когда США, названные автором "невольным солдатом" холодной войны, предложили СССР помощь в рамках плана Маршалла, посредством которого они пытались восстановить послевоенную Европу, Сталин высокомерно отверг ее, отмечает автор статьи.

"Ответ по плану Маршалла приговорил мир более чем к 40 годам соперничества и конфронтации. Запад не отреагировал слишком бурно, но принял во внимание провокации Сталина и его очевидную враждебность и начал действовать соответственно", - приводит выводы Джеллатли Эндрю Робертс.

Источник: © The Wall Street Journal

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!