А они крепчают. Санкции против российских миллиардеров в Британии ужесточаются, но возвращаться они не спешат - «Экономика»
Пока британские парламентарии упрекают правительство в непоследовательности санкций против российских миллиардеров, Кремль пытается уговорить некоторых из них вернуться. Несмотря на то, что санкционное давление при Лиз Трасс, очевидно, будет нарастать, российские предприниматели о возвращении даже не думают.
Содержание
Изъятия в пользу Украины
Верните «золотые визы»!
Назад в Россию?
Изъятия в пользу Украины
Новый премьер-министр Великобритании Лиз Трасс, еще возглавляя Foreign Office, не раз говорила, что Великобритания и впредь будет выполнять и даже ужесточать санкции против России. Она, как и ее предшественник Борис Джонсон, стоит на твердых позициях поддержки Украины. Второй транш санкций против России в Великобритании был объявлен в первый же день российского вторжения в Украину, 24 февраля 2022 года. С тех пор санкции расширялись, в списки добавлялись компании и физические лица из окружения Владимира Путина. В британский санкционный список входит более тысячи россиян. Самый известный из них — бывший владелец знаменитого клуба «Челси» Роман Абрамович. В мае Абрамовичу позволили продать «Челси» за 4,25 млрд фунтов стерлингов при условии, что 2,5 млрд из этой суммы будут заморожены на счету Абрамовича в английском банке, с тем чтобы передать их в фонд помощи жертвам войны в Украине. Но 6 сентября, когда Лиз Трасс вступила в должность, выяснилось, что деньги так и лежат на счету.
В день, когда Лиз Трасс вступила в должность, выяснилось, что деньги так и лежат на счету Абрамовича
Почему перевод денег жертвам войны занимает так много времени, спросил в парламенте депутат от лейбористской партии Крис Брайант, однако помощник министра иностранных дел Рехман Хишти отказался комментировать конкретно этот случай, повторив, что в британском санкционном списке 1100 физлиц, в том числе 123 олигарха и члены их семей. Их состояние — 130 млрд фунтов стерлингов, но активы заморожены, как и 120 компаний и 19 банков, чьи активы исчисляются суммой 940 млрд фунтов. Это 80% всего, чем располагает российский банковский сектор вместе с партнерами. Также заморожены свыше 60% зарубежных резервов Центробанка. Это, по словам представителя Министерства иностранных дел, говорит о том, что правительство неукоснительно придерживается критериев, которые определил парламент: делать все возможное, чтобы привлечь виновных в агрессии против Украины к ответу.
Депутата такая отговорка не устроила, и он крикнул: «Нонсенс!»
Лейбористский парламентарий Крис Брайант полгода добивается последовательных санкций против Романа Абрамовича
Верните «золотые визы»!
Крис Брайант — член межпарламентского комитета по международным делам, куда входят депутаты от всех парламентских фракций. В конце июня комитет опубликовал доклад «Цена самоуспокоения: незаконные финансы и война в Украине». Перечисляя важные санкционные меры, введенные британским правительством после 24 февраля, парламентская комиссия критикует все предыдущие правительства, включая и правительство Джонсона, за то, что они в течение многих лет смотрели сквозь пальцы на незаконные операции и активы, на «грязные деньги», которые поступали в страну, создавая угрозу национальной безопасности. В докладе приветствуются поправки в Закон об экономических преступлениях, который теперь включает в себя реестр бенефициаров заморских территорий, но приходят к заключению, что меры, перечисленные в законе, который вступил в силу 14 марта, недостаточно хорошо подготовлены и прописаны, а его исполнение не обеспечено дополнительным финансированием правоохранительных органов.
Правительство, по мнению авторов доклада, не учитывает наличие пособников и подставных компаний, которые помогают тем, кто попал под санкции. Межпарламентская комиссия рекомендует правительству создать подразделение, которое обеспечивало бы соблюдение санкций с финансированием на весь период украинского кризиса, и предлагает правительству лучше координировать свои действия с другими странами, ввести коллективные санкции, объединив санкционные списки с США, ЕС, ЮАР, Канадой или Австралией.
Кроме того, члены международного комитета парламента требуют от правительства пересмотреть случаи получения британского подданства, особенно теми, кто был обладателем так называемых «золотых виз» («Tier 1»), полученных в обмен на крупные инвестиции в Великобритании. Иностранец, получивший такую визу, мог получить вид на жительство для себя и своей семьи. За инвестиции на 10 млн фунтов постоянный вид на жительство можно было получить всего за два года. По истечении пятилетнего срока пребывания в стране обладатель «золотой визы» имел право на получение британского подданства. Практика выдачи таких виз была прекращена за несколько дней до российского вторжения в Украину.
Согласно антикоррупционной организации Spotlight, половина из более 6000 обладателей «золотых виз» была подвергнута проверке на предмет «возможной угрозы национальной безопасности». За период между 2008 годом, когда была введена система «золотых виз», и 2015 годом такие визы получили около трех тысяч человек, в том числе 700 миллионеров из России. Правительство так и не отчиталось, кто и каким образом получил эти визы. Парламентский комитет по международным делам требует, чтобы правительство пересмотрело решения по всем случаям выдачи подобных виз с 2015 года, особенно в тех случаях, когда есть подозрение, что визы и/или подданство были получены с нарушениями процедуры проверки на предмет угрозы национальной безопасности.
Назад в Россию?
В докладе не упоминается дело Евгения Лебедева — сына бывшего резидента КГБ в Лондоне, а впоследствии известного российского банкира Александра Лебедева. В последнее время в прессе и в Палате общин звучали опасения, что владелец двух британских газет, не утративший российского гражданства и с недавнего времени ставший членом Палаты лордов (титул Евгению пожаловал его «друг» Борис Джонсон), несмотря на предупреждения служб безопасности может представлять собой угрозу национальной безопасности. Разговоры об этом возобновились, после того как в итальянской прессе появились сообщения, что в 2018 году Джонсон, будучи министром иностранных дел, был замечен без охраны и помощников покидающим виллу Евгения Лебедева. Летом этого года Джонсон признался в парламенте, что действительно часто встречался один на один с Александром Лебедевым на вилле его сына, в частности, когда был министром иностранных дел.
Как показало расследование Би-Би-Си, несмотря на внешне жесткие санкции и строгие законы против отмывания грязных денег (все помнят жалобы Фридмана и Авена на нехватку денег для оплаты уборщицы и водителя), российским олигархам все же удается обходить законы об отмывании денег.
Но условия жизни под санкциями, видно, не очень приятны. Тем более, что помимо бытовых проблем случаются и обыски, и даже возбуждение уголовных дел о нарушении санкций. В мае корреспонденты Би-Би-Си описали обыск в лондонской квартире Петра Авена, во время которого было изъято 400 тысяч фунтов стерлингов. Операция была проведена подразделением «Ячейка-К» Агентства по борьбе с преступностью (NCA), где буква «К» обозначает «клептократия».
Неудивительно, что некоторые миллиардеры, попавшие в санкционные списки и оказавшиеся в стесненных обстоятельствах в странах, где они прожили многие годы и надеялись жить и дальше, думают, что им делать дальше. Если верить заметке в Financial Times, Кремль звонит уехавшим из России бизнесменам с просьбой вернуться.
Миллиардеры, попавшие в санкционные списки, думают, что им делать дальше
Об этом Financial Times сообщили два человека, которым звонили, и еще несколько собеседников, которые в курсе таких звонков. Чтобы узнать, как живут столкнувшиеся с ограничениями бизнесмены, газета поговорила с семью российскими бизнесменами под санкциями, а также с высокопоставленными банкирами, руководителями компаний, бывшими и нынешними чиновниками.
По словам автора заметки, многие говорили, что санкции подталкивают бизнесменов обратно в Россию. «Некоторые думают: «А нужно ли мне все это? Я вернусь в Москву, где смогу с удовольствием ходить по ресторанам и чувствовать себя прекрасно», — говорит один бизнесмен. Санкции, утверждает он, вынуждают элиты становиться еще ближе к Кремлю, даже тех предпринимателей, которые хотели бы дистанцироваться от нынешних российских властей.
Западные правительства, пишет автор FT, рассчитывали на обратный эффект. Предполагалось, что столкнувшиеся с риском потерять состояния бизнесмены направят свое недовольство против Кремля и будут давить на Путина.
Казалось бы, сообщение агентства Bloomberg о российском миллиардере Германе Хане, почти десять лет прожившем на Западе и вернувшемся в Россию из-за санкций, подтверждает тезис о том, что олигархи возвращаются под крыло Путина. (ЕС и Великобритания ввели санкции против Хана в марте 2022 года). Однако акционер «Альфа-Групп» Хан, как сообщили источники The Insider, поехал в Москву не для того, чтобы «с удовольствием ходить по ресторанам» и «не управлять активами Альфа-банка», а чтобы продолжить переговоры о продаже Альфа-Банка в России. Говорить о том, что олигархи, которые когда-то были близки к Путину, побежали в Россию, неверно. Например, партнер Хана по LetterOne Петр Авен недавно уехал из Великобритании, где ему создали «невыносимые» условия, заморозив активы, но уехал почему-то не в Россию, а в США, где его в санкционные списки не включили.
Совладелец «Альфа-груп» Герман Хан на днях приехал в Россию. Надолго ли — неизвестно
Хан поехал в Москву не для того, чтобы ходить по ресторанам и управлять активами, а чтобы продать Альфа-Банк в России
Bloomberg пишет, что переезд некоторых миллиардеров назад в Россию стал «победой Владимира Путина». Кремль долгое время пытался вернуть богатых граждан из-за рубежа. Теперь же санкции, по мнению издания, сделали российскую элиту более зависимой от президента, а Россию — более привлекательной для сохранения активов, которые на Западе могут быть заморожены. Но пока эта победа одержана только в теории. Во-первых, судьба живущих в Лондоне Михаила Ходорковского и Евгения Чичваркина не подтверждает тезис о привлекательности России для сохранения активов. Во-вторых, какими бы суровыми ни были бы западные санкции, на другой чаше весов — безопасность, которая в случае возвращения в Россию окажется под большим вопросом. Причем в последнее время речь идет не только о риске уголовного преследования, но и о физической безопасности. И такие удивительные истории как отравление Романа Абрамовича в ходе его посредничества при мирных переговорах не прибавляют патриотической ностальгии уехавшим предпринимателям.