Гениальные математики из России работают в основном на Западе - «Иностранная пресса»
Леонид Бершидский | BloombergView
Обозреватель BloombergView Леонид Бершидский посвятил одну из новых колонок исследованию Высшей школы экономики об "утечке мозгов" из России в постсоветскую эпоху.
"Очевидно, что Запад от этого притока выиграл: это хрестоматийный пример, доказывающий пользу иммиграции квалифицированных специалистов. Но куда менее исследованным остается эффект, который испытала сама Россия, страна-донор", - пишет автор. Владлен Тиморин и Иван Стерлигов "при помощи научной базы данных Web of Science определили, где публиковались математики с распространенными русскими фамилиями". Оказалось, что в 1990-е доля таких ученых, работавших за пределами России, выросла с 30 до 50%. Большинство из них уехало в США, а на втором месте с большим отрывом оказалась Франция.
Из-за этого процесса, по словам Бершидского, "изменился научный и деловой ландшафт Соединенных Штатов, а Россия осиротела, потеряв самые лучшие и выдающиеся умы, хотя и не была до конца стерта с лица земли как математическая сверхдержава". В советские времена математика была пристанищем "внутренних эмигрантов". Математики пользовались "большей творческой свободой, чем писатели, художники и даже композиторы". Система математических олимпиад позволяла выявлять лучших из лучших. "На международном уровне особого признания, правда, не было: Компартия не любила раскрывать свои карты. Математики даже не могли без разрешения опубликовать свои работы за рубежом, а начиная с дела Николая Лузина, которого в 1936 году обвинили в том, что самые важные из полученных им результатов он приберег для публикации за рубежом, и чуть не лишили за это жизни, - многие предпочитали этого разрешения и не спрашивать", - говорится в статье.
"А потом Советский Союз распался, и неожиданно оказалось, что они востребованы", причем в некоторых областях превосходят американских коллег. "В конечном итоге это вылилось в ощутимый перенос знаний на Запад. К примеру, выходцы из Советского Союза цитировали малоизвестную прежде работу, опубликованную в СССР, и тем самым обогащали исследовательскую базу. В бизнесе они тоже применяли методы и подходы, которые на Западе до их прибытия распространены не были", - пишет издание.
"Российская математика лишилась своих лучших представителей, - цитирует Бершидский статью Тиморина и Стерлигова. - Тем не менее, ее позиции на международном уровне по-прежнему очень высоки. Упадок закончился, но сейчас не видно и заметного прогресса".
"Это отсутствие прогресса может оказаться для России более губительным, чем падение цен на нефть и даже внешняя агрессия президента Владимира Путина, - считает колумнист. - Советский Союз, одновременно и благодаря, и вопреки своей репрессивной природе, породил когорту блестящих ученых, у которых, возможно, есть ключ к освобождению России от нефтяной зависимости и, вероятно, к тому, чтобы отпала нужда в агрессии... Однако современная России не может предложить этой когорте ничего такого, чем можно было бы заманить ее назад. В конкуренции за следующее поколение математиков она тоже проигрывает, потому что лучшие из тех, кто эмигрировал, заняты обучением студентов в США и Европе".