Глава российской нефтяной компании намерен направить барыш от хеджирования в свою бизнес-империю - «Иностранная пресса»
Лора Миллс | The Wall Street Journal
Михаил Гуцериев, несмотря на спад в России, расширяет бизнес-империю, отмечает журналистка The Wall Street Journal Лора Миллс. После того как он заработал 700 млн долларов (как говорит он сам) на хеджировании снижавшихся цен на нефть, он намерен провести IPO "Русснефти".
"Гуцериев воспользовался кризисом, чтобы скупать по дешевке самые разные компании, от банков до радиостанций. Правда, некоторые аналитики отмечают, что в результате он обременил себя сомнительными активами", - говорится в статье.
Эдуард Саркисов, официальный представитель Гуцериева, подтвердил, что "Русснефть" намерена в этом году продать на московской бирже 25-49% своих акций. По словам автора, на данный момент 54% компании принадлежат семье Гуцериева, а 46% - швейцарской компании Glencore.
"По словам информированных источников, летом 2014 года "Нефтиса" (нефтяная компания поменьше, созданная в 2008 году и принадлежащая Гуцериеву) обратилась в Сбербанк за ссудой. Гуцериев стремился быстро расширить свой бизнес по добыче и продаже нефти, но нуждался в средствах: к концу 2014 года задолженность "Нефтисы" выросла почти втрое", - говорится в статье.
"В 2014-м условия были тяжелые", - сказал один информированный источник. Соотношение долга к EBITDA "Нефтисы" (показатель долговой нагрузки. - Прим. ред.) составляло от 5 до 6, пояснил он.
"По словам одного банковского служащего, Гуцериев попросил в Сбербанке ссуду в рублях. Банк предложил ему ссуду в долларах США, но глава Сбербанка Греф лично попросил, чтобы Гуцериев хеджировал эти риски на случай возможного падения цен на нефть, утверждает источник. Хеджирование позволило "Нефтисе" продать миллионы баррелей нефти по 85 долларов за баррель. Оно завершилось в июле, но к ноябрю того года цены на нефть упали намного ниже 85-долларовой отметки и деньги потекли к Гуцериеву рекой", - говорится в статье.
Неназванный представитель Гуцериева сообщил информагентству РБК, что хеджирование принесло 700 млн долларов. "Один источник, знакомый со сделкой, сказал, что прибыль была ближе к 1 млрд долларов", - пишет газета.
Гуцериев также расширяет свою банковскую группу B&N Bank, которой владеет вместе с племянником. По оценкам Standard&Poor?s, в 2016 году этот банк стал 8-м по величине в России после покупки десятков активов.
"Большая часть этих [банков] была не в лучшем состоянии, а они пытаются их оживить и включить в единую организацию, но, когда это делается так быстро, преуспеть трудно", - говорит аналитик S&P Ирина Велиева.
Газета напоминает, что в 2007 году в России завели уголовное дело на Гуцериева, он бежал в Лондон и провел там три года.
"Источники в банковских кругах сказали, что Греф, давний союзник президента Путина, лоббировал возвращение Гуцериева - прежде всего потому, что другой магнат, купивший "Русснефть" в 2007 году, с трудом погашал свои долги перед Сбербанком", - говорится в статье.
После снятия обвинений Гуцериев вернулся в Россию, выкупил "Русснефть" и продал 49% ее акций АФК "Система" Владимира Евтушенкова.