Петр Толстой обвинил ПА ОБСЕ в нарушении регламента и шулерстве. Обвинение ни на чем не основано - «Антифейк»
Российская делегация в Парламентской ассамблее ОБСЕ покинула заседание после принятия резолюции, осуждающей аресты оппозиционеров и нарушения свободы слова в России, а также дестабилизирующую активность российских вооруженных сил вблизи границы с Украиной. Глава делегации, вице-спикер Госдумы Петр
Российская делегация в Парламентской ассамблее ОБСЕ покинула заседание после принятия резолюции, осуждающей аресты оппозиционеров и нарушения свободы слова в России, а также дестабилизирующую активность российских вооруженных сил вблизи границы с Украиной. Глава делегации, вице-спикер Госдумы Петр Толстой так прокомментировал ситуацию сайту РИА ФАН из медиагруппы «Патриот», связанной с Евгением Пригожиным:
«Украинское заявление, направленное против России и касающееся акватории Крыма, Азовского и Черного морей, лживо и носит провокационный характер. Я призвал членов ассамблеи эти вопросы не рассматривать. Накануне, 5 июля, на заседании Постоянного комитета, где действует правило „консенсус минус один”, консенсуса не было, Белоруссия и Россия выступили против, вопросы были сняты. Сегодня, 6 июля, воспользовавшись тем, что две трети было не от членов ассамблеи, а от присутствующих, противники России проголосовали „за” и вернули провокационный вопрос в повестку. Мы расцениваем эту уловку как обман и шулерство».
Об этом же Толстой говорил и в эфире программы «60 минут» на канале «Россия 1».
Толстой толкует регламент ПА ОБСЕ весьма произвольно. Правило «консенсус минус один» к данному случаю вообще неприменимо. В статье 35 Правил процедуры сказано:
«Если иное не предусмотрено настоящими Правилами, решения в Постоянном комитете принимаются на основе принципа „консенсус минус один” до тех пор, пока Совет министров ОБСЕ не решит действовать в соответствии с принципом „консенсус минус два”. В этом случае Постоянный комитет также станет применять данный принцип».
В правиле же 16 говорится:
«Ежегодная сессия имеет повестку дня, которая предлагается Председателем Ассамблеи после консультаций с Бюро для утверждения Постоянным комитетом. Ассамблея может вносить в повестку дня изменения. Национальные делегации могут представлять на рассмотрение Бюро предложения по общей теме ежегодной сессии. Окончательная повестка дня принимается Ассамблеей. Председатель Ассамблеи также предлагает повестку дня зимнего и осеннего заседаний. Постоянный комитет в ходе зимнего и осеннего заседаний по предложению Председателя Ассамблеи утверждает свою повестку дня большинством в две трети поданных голосов».
В июле происходит именно ежегодная сессия ассамблеи. О процедуре принятия Постоянным комитетом повестки дня сессии отдельных правил нет; следовательно, здесь действительно должен применяться принцип «консенсус минус один». Но за ассамблеей остается право вносить изменения в повестку дня. Правило 21 утверждает:
«Повестка дня ежегодной сессии может быть дополнена пунктом или предложением по любому вопросу, входящему в компетенцию ОБСЕ, но не относящемуся непосредственно к темам обсуждения. <…> Постоянный комитет большинством в две трети поданных голосов принимает решение о включении дополнительного пункта в повестку дня ежегодной сессии».
Важно, что в правиле говорится о двух третях от поданных голосов, а не от списочного состава Постоянного комитета. О кворуме же правило 34 говорит следующее:
«Решения Ассамблеи, Постоянного комитета, Общих комитетов или Бюро могут быть приняты только при присутствии большинства членов Ассамблеи. Председательствующий определяет наличие кворума».
Таким образом, для голосования по дополнительным пунктам повестки дня достаточно, чтобы присутствовали больше половины членов Постоянного комитета, а для включения дополнительного пункта в повестку — чтобы это поддержали две трети проголосовавших. Никакие свои правила ПА ОБСЕ не нарушала, а высказанные главой российской делегации обвинения в обмане и шулерстве ни на чем не основаны.