Как учебники истории могут провоцировать войны - «Иностранная пресса»
Гидеон Рахман | Financial Times
"Когда политические лидеры начинают переписывать прошлое, стоит беспокоиться о будущем", - пишет Гидеон Рахман в статье в Financial Times.
"В январе Владимир Путин председательствовал на собрании, целью которого было создать новый стандартизированный учебник истории для школ. Российский президент выразил недовольство тем, что многие нынешние учебники содержат "идеологический мусор" и "принижают роль советского народа в борьбе с фашизмом", - напоминает автор статьи.
"Политическая значимость этого исторического диспута стала ясна во время кризиса на Украине", - говорится в статье. Москва последовательно пыталась очернить новое правительство Украины как "фашистское", отмечает журналист.
"По иронии судьбы, путинская Россия имеет теплые отношения с Венгрией - единственным государством бывшего советского блока, которое можно справедливо обвинить в опасно двусмысленном отношении к истории крайне правых", - говорится в статье. Консервативное венгерское правительство, как представляется, поощряет реабилитацию авторитарного венгерского лидера Миклоша Хорти, отмечает автор.
Одной из причин, по которой некоторые из консерваторов страны доброжелательно относятся к Хорти, состоит в том, что он верил в "великую Венгрию", которая когда-нибудь потребует обратно территории, утраченные страной после Первой мировой войны, полагает Рахман.
"Премьер-министр Японии Синдзо Абэ высказал предположение, что в некоторых школьных учебниках содержится слишком "мазохистский" взгляд на историю страны", - отмечает журналист.
В недавно модернизированном Музее национальной истории в Пекине огромное пространство посвящено японскому вторжению в Китай в 1930-е годы, а также преступлениям британских, французских и других иностранных империалистов, которые "набросились на Китай как пчелиный рой", говорится в статье. Но национальный музей -как и учебники, по которым учатся китайские дети - практически умалчивает о многих миллионах людей, погибших за время правления коммунистической партии, пишет автор.
Само собой, политики будут придерживаться альтернативных взглядов на то, как оценивать национальную историю, полагает он. "Однако злоупотребление политической властью с целью навязать единую, утвержденную версию истории школам и СМИ определенного государства имеет место, когда образование переходит в промывание мозгов. Как мы это видим в России сегодня, широкая публика во власти националистической версии истории может быть опасна", - заключает Рахман.