Русский круиз на войну - «Иностранная пресса»
Кристиан Эш | Berliner Zeitung
Многие россияне нередко проводят исторические параллели между нынешней российской военной операцией в Сирии и войной в Афганистане. Но, как пишет обозреватель немецкой газеты Berliner Zeitung Кристиан Эш, на самом деле это не так: "Россия уже не в первый раз отправляет собственных солдат в Сирию. Российское общество забыло, а если быть точнее - и не знало, о том, что Советский Союз отправлял войска в Сирию. Ведь официально этой операции не было".
Эта история, как рассказывает автор, начинается летом 1982 года. "Тогда СССР потерпел поражение на Ближнем Востоке. В июне того года армия Израиля вошла в Ливан для борьбы с "Организацией освобождения Палестины". Дело дошло до боев с сирийской армией в Ливане. В самые короткие сроки израильская авиация уничтожила 19 сирийских батарей ПВО и сбила десятки сирийских боевых самолетов. Это была сокрушительная победа союзника США над социалистической страной, воевавшей с помощью советских военных советников и советского оружия". Сирия же была единственным союзником Москвы в регионе с тех пор, как Египет переметнулся в западный лагерь. Тогдашний президент Сирии Хафез Асад тайно ездил в Москву и добился от нее отправки в Сирию двух полков ПВО с самым современным вооружением, которое тогда мог предложить Советский Союз, а именно - комплексов ПВО С-200.
Непосредственным участником тех событий, как говорится в материале, был молодой солдат Валерий Анисимов, ныне являющийся председателем "Союза ветеранов Сирии". "7 января 1983 года он вместе с еще 1200 военнослужащими в городе Николаев сел на борт пассажирского лайнера "Украина". За день до этого всем им в казарме выдали гражданскую одежду. А в местной газете было напечатано сообщение о том, что "студенты, выигравшие социалистическое соревнование, отправятся на борту "Украины" в круиз по Средиземному морю". Этой легенды придерживались три дня, в том числе на борту судна. И только по прибытии в Сирию солдатам выдали оружие и сирийскую военную форму без каких-либо опознавательных знаков. Тяжелый "багаж" туристов, в свою очередь, перевезли в Сирию на пяти сухогрузах", - пишет издание.
В Сирии, как говорится далее, были очень рады помощи из Советского Союза. При подъезде к Дамаску - секретность была уже ни к чему - местные жители приветствовали километровую колонну с советскими ракетами С-200. "Внезапное появление советских войск изменило военный баланс в регионе, - продолжает Эш. - Израильские пилоты начали избегать воздушного пространства Сирии". "Но стрелять дорогой ракетой из комплекса С-200 по простому израильскому самолету - это, конечно же, было неразумно", - рассказывает Анисимов. На самом деле эти ракеты, способные поражать цели на расстоянии до 200 км, должны были "сбивать более ценные самолеты израильтян - современные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения "Хокай", которые благодаря своим радарам могли захватывать десятки целей. Однажды министр обороны Сирии даже пообещал вознаграждение за такой сбитый самолет".
Между тем именно тогда мир, как отмечает Berliner Zeitung, стоял на пороге новой большой войны. Так, советское руководство даже рассматривало вариант ядерного удара по израильскому ядерному реактору в пустыне Негев. "Но в отличие от советского военного руководства, высокопоставленные дипломаты и генсек Юрий Андропов относились к этой операции довольно скептически", - сообщает Эш. В частности, на одном из заседаний Политбюро в июле 1983 года Андропов говорил, что "СССР попал в ловушку". По его мнению, "Советский Союз совершил ошибку, отправив в Сирию наряду с ракетами еще и советский персонал". Этот шаг, как констатировал Андропов, "не покончил с израильским превосходством, однако теперь СССР рисковал оказаться втянутым в новую войну".
А советские солдаты, хотя и могли защитить сирийское небо, были не в состоянии защитить самих себя. Для их защиты требовалось отправить сухопутные войска, а уже их снабжение, в свою очередь, могло было очень легко перерезано Турцией, являющейся страной-участницей НАТО. Короче говоря, как констатировал Андропов, "СССР мог забыть о военных планах по защите тех двух полков". Поэтому ракеты следовало передать Сирии, а советский персонал вывести - причем "чем раньше, тем лучше".