Спустя век после русской революции последний царь высится гордо - «Иностранная пресса»
Шон Уокер | The Guardian
Перед зданием суда в сибирском шахтерском городе Ленинск-Кузнецкий установлен памятник Ленину. "Ленин, призывавший вешать богачей-"кровососов", - казалось бы, неподходящая фигура для памятника у здания суда в капиталистической России", - комментирует корреспондент The Guardian Шон Уокер. Автор также сообщает: недавно там же "группа энтузиастов при однозначной поддержке мэра торжественно открыла памятник Николаю II". То есть "памятник последнему русскому царю появился на главной площади города, названного в честь человека, который приказал убить царя".
По мнению автора, в Ленинске-Кузнецком наглядно явлена "запутанная головоломка, которой стал 1917 год для современной России".
"Мэр Ленинска-Кузнецкого Вячеслав Телегин сказал, что нет ничего странного в прославлении и царя, и лидера большевиков. Он категорично исключает возможность демонтажа памятника Ленину или возвращения городу названия Кольчугино, которое он носил до 1922 года", - говорится в статье. "Мы не можем переписать историю, и не нам решать, правильно это было или нет", - сказал мэр.
"Наше поколение еще помнит, кто такой был Ленин, но что, если нынешние дети не будут этого помнить? Он внес вклад в российскую историю. Позитивный или негативный, трудно сказать, но мы не можем его игнорировать - мы должны его помнить", - добавил он.
Автор замечает, что в начале 90-х в России были попытки стереть прошлое, но затем россияне утратили желание этим заниматься.
"Но уважение к Николаю II растет. В 2000 году РПЦ канонизировала последнего царя и его семью", - пишет автор. Страсти, разожженные в кругах истово верующего меньшинства, обнажил скандал вокруг фильма "Матильда", отмечает он.
"Трагедия начала ХХ века впечатана в кору головного мозга России", - написал журналист Михаил Зыгарь в свежей книге о событиях 1917 года (здесь и далее - перевод с английского текста на сайте газеты. - Прим. ред.). По словам автора, на презентации книги были очевидны параллели между тем периодом и современностью.
"Когда Распутин явился императрице Александре, это произошло на экране "православного телеканала", который выглядел странно похожим на современный христианский канал, финансируемый ультрарелигиозным финансистом, имеющим политическое влияние и желающим восстановить монархию", - пишет издание. Когда писатель Максим Горький призвал граждан не давать денег царскому режиму, гости зааплодировали.
"Путин высказывается о революции двусмысленно, но четко дает понять, что его главная претензия - к насильственному захвату власти большевиками. Путин фетишизирует святость государственности, каким бы некрасивым ни был правящий режим - будь то в современном Киеве, или в Дамаске, или в царской России", - говорится в статье.
Автор комментирует: "В конечном итоге таков ключевой сигнал из Кремля накануне годовщины. Монархисты и ультраправославные вольны почитать Николая II; коммунисты и ностальгирующие вольны оглядываться на большевиков как на провозвестников новой цивилизации, но крах государства и насильственные протесты всегда следует осуждать".
Другие говорят, что России пошла бы на пользу более открытая дискуссия о событиях 1917 года и их последствиях. "Россия так и не примирилась со своим прошлым, - написал Зыгарь в эпилоге своей книги. - Исторические травмы все еще не зажили; психологические комплексы сохраняются. История России - это болезнь. От нашей истории мы все заболели".