"Без злодеев нет драм" - «Иностранная пресса»
Александра Кедвес | Tages-Anzeiger
В отличие от реальной жизни, в постановке швейцарского режиссера Мило Рау обвиняемых по делу Pussy Riot и кураторов выставок "Осторожно, религия!" (2003) и "Запретное искусство" (2006) признали невиновными, пишет Tagesanzeiger. По словам журналистки Александры Кедвес, бравшей интервью у режиссера, он "не воспроизвел, а пересмотрел прошлое".
Рау в своем интервью говорит, что появление сотрудников ФМС, прервавших спектакль, чтобы проверить, не просрочена ли у него виза, его не шокировало, а появление "толпы православных казаков" показало, что "Московские процессы" были стоящим мероприятием: "обычно они приходят в Сахаровский центр, чтобы что-нибудь разнести, а тут они увидели своего героя, религиозного ультраправого журналиста и телевизионного гуру Максима Шевченко, в первых рядах! В роли прокурора!" "Шевченко их успокоил. Но их глубокое смятение, явный крах привычной картины мира: это было потрясающе. Этого я и хотел от искусства", - добавляет Рау.
Однако на вопрос о том, задел ли он своей постановкой некий нерв в обществе, Рау говорит: "Я думаю, что 80% населения сочли бы Pussy Riot виновными: тот, кто оскорбляет или предположительно оскорбляет веру или нацию, совершает преступление - и баста. 99,9% вообще плевать на это хотели. Как и у нас в Швейцарии: такие опыты интересны только паре политиков и журналистов".
Он также отмечает, что активисток, скорее всего, не оправдали бы, если бы их дело не связали с делами о выставках. "И если бы у нас в качестве присяжных сидели бы не несколько просвещенных горожан - консультантов, фотографов и т.д. - дело могло бы закончиться иначе. Кроме того, мы искали ответ на сложнейший вопрос, не просто "Содержало ли искусство оскорбление чьих-то чувств и призыв к ненависти?" - но и "Было ли это совершено умышленно?". Применять по отношению к искусству принцип интернациональности практически невозможно. Нельзя доказать то, что деятель искусства чего-то "хотел", как доказывают умышленность убийства. Хотя бы потому, что, строго говоря, искусство ничего не "хочет", - рассуждает режиссер.
Он описывает, что действо проходило "в сюрреалистическом искусственном мире", однако все участники действовали по-настоящему, а не играли. В представлении принимала участие активистка Pussy Riot Екатерина Самуцевич, осужденный куратор "Запретного искусства" Андрей Ерофеев и его адвокат, 18 свидетелей, участвовавших в том процессе. "В качестве либеральных экспертов речи произносили, например, культуролог Елена Волкова и философ Михаил Рыклин. На стороне берсерков нетерпимости стояли православный агитатор Дмитрий Энтео и неосталинист Алексей Беляев-Гинтовт - государственный художник с массой наград. Напряжение было физически ощутимо, и это трудно было выдержать: шла ожесточенная борьба, начисто лишенная иронии. На театр это было не похоже", - говорит Рау.
По его словам, действо не было политическим искусством, поскольку "политического искусства вообще не существует". "Как ведущий, я не добавляю свою позицию, даже если меня за это остро критиковали. Нужно уметь разделять разные уровни. Я выставляю персонажей на сцену: прокурора, судью, фанатика и так далее, - и даю каждому свое место. Как у Шекспира: любая роль важна. Без злодеев не было бы шекспировских драм", - рассуждает Рау. "Но было крайне утомительно организовывать общее выступление этих оппонентов, которые даже не подают друг другу руки. Я удивлен, что они все согласились участвовать. Я поправляюсь: это же театр!" "Такую полную и освобождающую неразбериху может создать только искусство", - добавляет он.
По словам режиссера, он не освободитель, не провокатор и не выступает в пользу Pussy Riot, хотя Самуцевич - его хорошая приятельница. "Я со всеми общался дружелюбно, и мне это поставили в вину. Например, Гинтовт - приятный человек и отличный художник, но при этом - сталинист и фашист. Для такого проекта нужно большое сердце и умение разделять", - говорит он.
Кроме того, он отметил: "Ведущий либеральный эксперт в процессе заявила, что "не хочет опускаться до уровня противника". Если быть таким чувствительным, то скоро пойдешь ко дну. Все господа и дамы, думающие, как бы чего не вышло, не меняют в мире ни миллиметра и оставляют поле грубым популистам".